Обеспечение инвестиционного процесса: экономические интересы и противоречия

Н.И. Ермаченко (Среднесибирский центр приватизации, Красноярск)

Инвестиционный процесс - составное звено экономической политики, проводимой Правительством России, представляет собой систему мер, определяющую объем, структуру и рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники.

Обеспечение инвестиционного процесса требует особого подхода к данной проблеме с точки зрения методологии, права и практики.

Современная ситуация в инвестиционном процессе определяется намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса, это подтверждается оценками независимых экспертов Запада, что в России завершается спад производства и правительство приняло основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной деятельности.

Однако, анализ инвестиционной политики, проводимой в российской экономике показывает, что в 1995 году произошло снижение объема инвестиций на 15 процентов по сравнению с прошлым годом ( при этом сохранилась структура капитальных вложений, сложившаяся в 1994 году: в производственную - 56%, в непроизводственную - 44%). Капитальные вложения в строительство объектов производственного назначения за 9 месяцев 1995 года составили 81,3 трлн руб. и снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%. Эта сложная ситуация, сложившаяся в инвестиционном процессе российской экономики, подтверждается данными Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ: из 207 объектов, предусмотренных ввести в действие в 1995 году Федеральной инвестиционной программой, за 9 месяцев введено в эксплуатацию, включая частичный ввод, всего десять. Такая же тенденция наблюдается в ряде регионов Сибири: Красноярском крае, Республике Тыва, Хакассии.

Негативным примером в инвестиционном процессе является и острый дефицит отечественных инвестресурсов, необходимых для должного финансового обеспечения тех секторов экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировом рынке, поэтому необходимо тесное взаимодействие государства и банков.

Сложившаяся экономическая среда способствует " бегству капитала" за границу свободных денежных средств российских предпринимателей, хранящихся в коммерческих банках.

Анализ реальной ситуации во внешнеэкономической и инвестиционной средах за последние пять лет показывает тот факт, что сумма внешней задолженности России и недостаток средств для инвестиций составляют баланс со средствами российских предпринимателей, хранящихся в банках Запада.

Все эти экономические противоречия, сложившиеся в практике переходного периода России к рынку, разрешимы, и, думается, принятая Правительством РФ "Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций", подкрепленная нормативными актами, будет способствовать выходу страны из экономического кризиса и как следствие - выход из инвестиционного кризиса.

В рамках данной работы, разумеется, нельзя полностью изложить методологию решения данной проблемы, но важно, на наш взгляд, отметить тот факт, что зарождающийся рыночный механизм в российской экономике может функционировать при определенных условиях, регулируемых экономической политикой правительства, которая должна предполагать как позитивные, так негативные моменты ее осуществления, в заранее прогнозируя меры корректировки кризисной ситуации - разрешению экономических противоречий.

Резюмируя, важно подчеркнуть: при обеспечении инвестиционного процесса на макро- и микроуровне необходимо стремиться на всех уровнях управления к определенному оптимальному согласованию экономических интересов, с одной стороны, между "внешними" и "внутренними" инвесторами, а с другой стороны - между государством и различными формами собственности российских предприятий.

К сожалению, российская реалия исключает равновесные альтернативы согласования этих интересов, поэтому намеченный курс экономической политики на период 1995-1997 годы, проводимый Правительством России в области инвестиций, должны быть направлены в первую очередь на разрешение имеющихся противоречий через четко определяемые прагматизированные целевые установки путем создания благоприятного политического и экономического климата.