Некоторые аспекты экспертизы и анализа инвестиционных проектов

А. Борщевский (Авиабанк, Москва)

1. Технология работы с проектами

1.1 Обеспечение эксперта

Инструментальное обеспечение

Состав инструментальных средств эксперта: 
  • Инструментальные средства (ИС) для экспертизы моделирования и оценки состоятельности инвестиционных проектов (ИП).
     
Законодательно регулируемые факторы без учета которых процесс оценки инвестиционных проектов и программ не может быть признан корректным:
  • организационно-правовые формы предприятий;
  • договорные отношения;
  • обеспечение обязательств;
  • виды деятельности;
  • страхование рисков;
  • налоговое окружение;
  • состав издержек;
  • формирование финансовых результатов;
  • регулирование ввоза и вывоза капитала;
  • вопросы сертификации продукции (работ, услуг);
  • вопросы лицензирования видов деятельности;
  • вопросы защиты прав инвесторов;
  • вопросы занятости;
  • вопросы экологии.
Законодательно не регулируемые факторы без учета которых процесс оценки инвестиционных проектов и программ не может быть признан корректным:
  • уникальность проектов;
  • учет видов рисков;
  • учет инфляционных тенденций;
  • учет типа проектного финансирования.
Анализ, выборочно приведенных выше, обстоятельств позволяет сделать заключение о том, что попытка создания и последующего возведения в некий "стандарт" "универсального" инструмента (программы, пакета программ) позволяющего охватить (и корректно учесть) все это многообразие законодательно регулируемых и нерегулируемых факторов и исходных данных вызывает определенные сомнения.

Эксперту занимающемуся оценками состоятельности инвестиционных проектов и программ (и представляющим информацию лицам, принимающим решение об их реализации) необходима гамма инструментов (иначе - инструментальная среда), позволяющая производить корректные расчеты максимально полно учитывающие особенности и тонкости каждой конкретной формы реализации инвестиционных проектов и программ и позволяющие производить выбор оптимальных форм реализации.

На наш взгляд каждый инвестиционный проект нуждается в таком уровне проработки (подготовки) при котором появляется необходимость создания специального программного обеспечения "под проект". Выбор той или иной системы определяется уровнем решаемых задач, степенью и мерой ответственности людей принимающих решения, возможностями и потребностями организации совершающей выбор инструментария. Выбор инструмента, методического обеспечения (в целом - уровень принятия решения об участии в реализации инвестиционного проекта) целиком и полностью определяется уровнем ответственности лиц принимающих решения об участии в реализации проекта (программы), что в свою очередь зависит от уровня развития и подготовки среды в которой это решение принимается.

Исходное предположение: с инструментами для анализа инвестиционных проектов и программ работает только профессионал (причем сочетающий в себе познания и в экономике, и в технике, и в законодательстве, и в бухучете, и в банковском деле, и в страховании).Отсюда следует, что жесткий контроль со стороны программы за действиями специалиста не приемлем. Специалист должен сам, исходя из текущей ситуации, выбирать тот или иной сценарий своих действий. Другими словами - логика эксперта должна находится в компетенции специалиста, а не программы в лице ее разработчиков. При этом речь идет о свободе выбора при соблюдении определенных правил игры и следовании определенным и известным методам и способам проведения анализа.

Специалист, стремясь учесть максимально возможное количество факторов, порождает технические проблемы. На границе потребностей и возможностей формируется необходимое количество (качество и глубина) учитываемых исходных данных и внешних факторов. Именно отсюда следует, что состав исходных данных, факторов внешней среды и проч. определяется специалистом-профессионалом, а не программой (инструментом).

Очевидное заключение: Необходим переход от понятия программный продукт (программа, пакет прикладных программ, программное средство) для оценки инвестиционных проектов и программ к понятию технологии разработки инвестиционных проектов и программ. Постановка инструментальной среды (инструментальной оболочки) для оценки состоятельности ИП должна учитывать ряд требований, предъявляемых современным системам.

Такими требованиями например могут быть:

  1. Свобода выбора сценария работы (на тактическом уровне);
  2. Произвольный (включая обязательный) состав внешних факторов и исходных данных учитываемых в расчетах;
     
  3. Наличие мощных и гибких инструментальных средств;
  4. Возможность реализации любой специфики отрасли, масштаба решаемой задачи, специфики заявителя (инициатора проекта) и проч.
  5. Возможности оперативной модификации инструментария при изменении законодательства;
  6. Возможность наращивания возможностей инструментальной среды;
     
  7. Возможность получения неограниченного количества документов и отчетов, графиков и диаграмм по любому "срезу" полученных материалов расчетов;
     
     
  8. Работа в режиме реального времени (относится к стадии слежения за ходом реализации проекта);
     
  9. Возможность работы в сети;
  10. "Прозрачность" инструментальных средств для пользователя;
     
  11. Возможность наложения проектов (программ) друг на друга, "наложения" проекта на текущую деятельность предприятия реализующего проект;
     
     
  12. Возможности реализации "сценарного" подхода при анализе состоятельности инвестиционного проекта.
     
  • Средства оценки недвижимости, бизнеса.
  • Средства анализа финансового состояния предприятий и организаций.
  • Средства анализа финансового состояния банков и страховых компаний.
  • Средства для динамического моделирования систем.
  • Инструментальные средства для управления ИП.
  • Фондовые пакеты.

1.2 Организация работы.

Касаясь вопросов связанных с отработкой технологии оценки состоятельности инвестиционных проектов и программ необходимо сделать некоторые важные замечания:
  1. Предположения о необходимости унификации (или стандартизации) работы с инвестиционными проектами и программами (технической, программной и проч.) не выглядит, на наш взгляд убедительным. При этом, конечно, мы не отрицаем необходимость того, что все участники инвестиционного процесса должны придерживаться единых методологических и методических основ анализа состоятельности инвестиционных проектов и программ.
Это обстоятельство объясняется весьма просто: взглядов на то, что и как необходимо делать при выполнении анализа состоятельности инвестиционных проектов и программ существует столько же, сколько и лиц эти работы выполняющих.
Таким образом, на наш взгляд, вполне допустимо и приемлемо (а может быть и желательно) когда у каждого инвестора имеется "своя" методика (технология) работы с инвестиционными проектами (максимально полно учитывающая его особенности и взгляды) и при этом все инвесторы "говорят" между собой на одном языке (методическая и методологическая база одна, признается всеми и каждое "свое" выстроено на одном фундаменте).
  1. Разрешение вопроса о том кем должна проводиться оценка проекта и разработка бизнес-плана нам представляется неоднозначным (инициатором проекта, инвестором (инвесторами) или специализированными организациями, которым доверяют и те и другие). Здесь допустим весь спектор мнений. Объективное разрешение этой проблемы - вопрос времени.
Однако, как нам кажется, наиболее целесообразен вариант когда непосредственный анализ состоятельности проекта (программы) выполняется инвестором, а не инициатором проекта. При этом заявителем проекта потенциальному инвестору предоставляются исходные данные (в объеме и форме удовлетворяющим требованиям инвестора). В этом случае экономится время и средства всех сторон, учитываются наиболее полно интересы инвесторов и гарантов проекта.
Не исключено, что со временем функции подготовки исходных данных, предварительной и комплексной экспертизы будут переданы в специализированные организации обладающие полным доверием всех участников инвестиционного процесса. Но даже в этой ситуации большинство инвесторов все же не откажется от содержания собственных аналитических служб.
Вывод: Не имеет смысла обременять инициаторов проекта решением проблем связанных с разработкой бизнес-планов, так как любой серьезный инвестор (гарант) все равно все расчеты будет производить самостоятельно (учитывая свои взгляды, требования и нюансы) для того, чтобы принять обоснованное решение о своем участии (или, неучастии) в реализации проекта.
  1. Необходимо обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Оно состоит в том, что проведение анализа состоятельности инвестиционного проекта без учета конкретных особенностей инвесторов, гарантов, инициаторов, внешней среды, форм реализации и т.д. не совсем оправданно. Иными словами анализ проекта как "вещи в себе" нецелесообразен. И, напротив, анализ проекта с точки зрения конкретных участников реализации проекта, с параллельной выработкой граничных условий и проработкой условий, обязательных для включения в юридические документы, наиболее оправдан.
  2. И последние необходимое, на наш взгляд, замечание: Процесс проектирования инвестиционной программы начиная с момента подачи заявки на финансирование и заканчивая моментом принятия решения о ее реализации есть непрерывный путь поиска компромисса между всеми потенциальными участниками проекта.
Необходимое и достаточное условие (и пожалуй главное) в этом процессе - серьезность намерений сторон и готовность к поиску компромисса.
При анализе состоятельности инвестиционных проектов инвестору необходимо работать в определенном информационном поле исходных данных. По нашим представлениям это информационное поле (своеобразная "система координат") могло бы выглядеть следующим образом:

Организационно-правовые формы

  • хозяйственные общества (акционерное общество (закрытого и открытого типа), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью).
  • хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере (коммодитные товарищества).
  • простые товарищества (совместная деятельность).
  • производственные кооперативы.
  • дочерние и зависимые общества.
Обеспечение исполнения обязательств
  • регулируемые гражданским кодексом
  • неустойка
  • залог
  • удержание
  • поручительство
  • банковская гарантия
  • задаток
  • страхование
  • не регулируемые гражданским кодексом
  • оформление долга в вексель
  • факторинг
  • отсроченный перевод долга
  • отсроченная переуступка прав по экспортно-импортным контрактам
  • создание погасительных фондов
  • небанковские гарантии
Виды деятельности
  • производство товаров (продукта)
  • производство услуг
  • торговля
  • строительство
  • природопользование
Тип проектного финансирования
  • без регресса на заемщика
  • с частичным регрессом на заемщика
  • с полным регрессом на заемщика
Учет должностей
  • с учетом кредиторской и дебиторской задолженности заемщика
  • без учета кредиторской и дебиторской задолженности заемщика
Финансирование
  • эмиссия ценных бумаг
  • акции
  • облигации
  • векселя
  • депозитные сертификаты
  • селенг
  • кредитование
  • лизинг
  • взносы в совместную деятельность
  • займы
  • с/без рефинансирования
Вопросы учета
  • учет затрат
  • метод FIFO
  • метод LIFO
  • метод среднего
  • реализация
  • по отгрузке продукции
  • по поступлению средств на счета
  • амортизация
  • обычный метод
  • ускоренный метод
Условия продаж
- с/без предоплаты
- с/без фьючерсных продаж
Тип задачи
- прямая
- обратная
- встречная
Ограничители (цен)
- с/без учета уровня внутренних цен
- с/без учета уровня мировых цен
Учет внешних факторов
- с/без учета структурной инфляции
- другое
Формы участия
- участие в финансировании (полное/частичное)
- предоставление гарантий
- посредничество
- разработка проекта и бизнес-плана
- поручительство
- внесение задатка
- другое
Очевидно, что в процессе изучения состоятельности инвестиционного проекта необходим анализ максимально возможного количества форм его реализации.

Исходя из того, что каждый участник инвестиционного процесса располагает (разрабатывает) индивидуальным аналитическим аппаратом для анализа состоятельности инвестиционных проектов и программ, ни о каких "стандартах" здесь речи идти не может.

Для иллюстрации нашего понимания этого обстоятельства приведем один из многочисленных вариантов модели механизма рассмотрения инвестиционных проектов и технологии разработки бизнес-плана:
1. Подача заявки
2. Предварительная экспертиза
3. Комплексная экспертиза
4. Подготовка заключения и бизнес-плана
5. Заключение инвестиционного комитета инвестора
6. Проектирование схемы финансирования и подготовка юридических документов
7. Организация работ по контролю и сопровождению проекта
8. Управление рисками.

Отметим ряд проблем которым необходимо уделить особое внимание в процессе
проведения экспертизы:
- Природа проблемы
- Достоверность исходной информации
- Разрешение вопросов собственности
- Проблемы реализации продукции (работ, услуг)
- Проблемы обеспечения исполнения обязательств
- Проблемы учета

Затрагивая проблему учета отметим, что она распадается на две отдельные задачи:
- постановку управленческого учета при реализации проекта
- постановку бухгалтерского учета при реализации проекта

Проблемы связанные с постановкой бухгалтерского учета крайне важны для успешного осуществления проекта (особенно на стадии реализации). Отметим некоторые из них:
- выработка учетной политики
- подбор персонала
- организация учета
учетная политика

Выработка учетной политики важна сама по себе, но ряд моментов требует особенного внимания:
- выбор момента реализации продукции (работ, услуг) (по отгрузке или по поступлению средств на счета)
- выбор метода учета затрат (FIFO, LIFO, метод среднего и проч.)
- выбор метода амортизации оборудования (обычный, ускоренный)

Персонал

квалификация персонала играет важную роль при решении вопроса постановки бухгалтерского учета - от этого зависит и качество получаемой информации о ходе реализации проекта, и качество управления проектом, и объемом затрат на ведение учета и т.д.
организация
один из важнейших вопросов организации бухгалтерского учета состоит в том вести ли учет "своими силами", т.е. в организации занимающейся реализацией проекта или же передать ведение учета в специализированную независимую организацию, которой доверяют все участники осуществляемого проекта.
Решение этого вопроса зависит от состояния учета в организации заявителе, квалификация ее персонала, технической оснащенности и проч.
Разрешение вопроса учета при реализации проекта соприкасается со следующими вопросами:
- выбором организационно-правовой формы осуществления проекта
- выбором технического и программного обеспечения
- выбором системы управления проектом
- проектирование схем финансирования
- методы снижения рисков
3. Формирование инвестиционной политики.
Структура меморандума об инвестиционной политике (инвестиционной концепции)
1. Общие положения
- цели и задачи инвестиционной политики
- методологическое и методическое обеспечение
2. Инвестиционная политика в сфере "портфельных" инвестиций
3. Инвестиционная политика в сфере "реальных" инвестиций
- сферы операций
- география операций
4. Управление инвестициями
- система управлений
- распределение полномочий
- процедуры решения вопросов о инвестициях
- процедуры списания безнадежных задолженностей
5. Управление рисками
- допустимые риски
- нормативы и коэффициенты
- перечень ограничений налагаемых на заемщиков
6. Защита и страхование
- образование резервов и погасительных фондов
- обеспечение
- критерии оценки кредитоспособности
7. Информационные технологии
8. Контроль и отчетность