Опыт работы Администрации Новгородской области по привлечению в регион иностранных инвесторов и созданию для них благоприятного инвестиционного климата

Н.М. Штро (Администрация Новгородской области, Новгород)

В Экономическом комитете Администрации Новгородской области в 1994 году создан отдел иностранных инвестиций (6 человек). В функции отдела входит:
     
     

     

  1. Сбор и обработка инвестиционных проектов предприятий области
     
     
  2. информационная работа
     
     
  3. поиск потенциальных инвесторов
     
     
  4. продвижение инвестиционных проектов путем участия в соответствующих выставках-ярмарках за рубежом (Италия, Германия в 1995 году) и в России, участие во встречах с иностранными делегациями и по прочим каналам
     
     
  5. регистрация совместных предприятий
     
     
  6. ведение валютного фонда области
     
     
  7. работа по предоставлению льгот предприятиям с иностранными инвестициями
     
В течение прошедшего года отделом проведена большая работа по привлечению иностранных инвестиций в область. В целях создания в области благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов областной Думой принят ряд постановлений и областной Закон "О льготном налогообложении отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями". Закон и постановления предусматривают, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области после 1 января 1994 г. освобождаются от уплаты в областной бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий и сбора на нужды образовательных учреждений. 

Льгота предоставляется до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного проектной документацией. Постановлением предусмотрены также льготы по налогам в территориальный дорожный фонд (налоги с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств), а также от вновь устанавливаемых государственными органами власти налогов и сборов в части, поступающей в бюджет Новгородской области областные (территориальные) внебюджетные фонды.

Разработаны и утверждены постановлением областной Думы "Методические рекомендации по финансовой оценке периода полной окупаемости вложенных средств". Расчет срока окупаемости проводится с использованием прямого метода учета движения денежных средств по методологии, установленной в Приложении 1 Международного стандарта бухучета 7 и утвержденного Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ).

Исчисление срока окупаемости начинается с момента ввода объекта в эксплуатацию и не охватывает период строительства и подготовительный период. Расчет срока окупаемости производится путем сравнения общих инвестиционных затрат, произведенных в течение всего периода окупаемости с общей суммой выручки, полученной от деятельности предприятия. Расчет производится для предприятий с иностранными инвестициями в свободно конвертируемой валюте, для отечественных предприятий - в рублях. Исходные данные, используемые для расчета, должны быть основаны на данных бухгалтерского учета предприятия. Расчет срока окупаемости должен ежегодно подтверждаться аудитором, избираемым предприятием. Факт наступления срока окупаемости также подтверждается аудитором.

Данная методика является выгодной для иностранных инвесторов, так как включает в себя и те расходы, которые произведены из прибыли. Однако она неудобна для контроля за использованием льгот для налоговых и финансовых органов, так как содержит в отчетности не все исходные данные.

Разработано и утверждено "Положение о порядке предоставления льгот по налогообложению предприятиям области, реализующим инвестиционные проекты." В соответствии с Положением предприятиям рекомендуется составлять бизнес-планы в соответствии с макетом, разработанным Министерством Экономики РФ. Для получения льгот по налогообложению предприятию необходимо представить в экономический комитет области следующие документы и материалы:
     
     

     

  • официальное письмо-заявление с просьбой о предоставлении льгот;
     
     
  • бизнес-план, прошедший независимую экспертизу;
     
     
  • бухгалтерскую и статистическую отчетность за истекший период для действующих предприятий.
     
Экспертиза осуществляется в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" (официальное издание, Москва, 1994 год). Независимыми экспертами, которых выбирают сами предприятия практически в основном через Новгородский Бизнес-Парк.

Представленные предприятиями проекты оцениваются Экономическим комитетом и Комитетом финансов области по следующей системе критериев:
     
     

     

  • общественная значимость проекта;
     
     
  • соответствие целям и задачам стабилизации и социально-экономического развития области;
     
     
  • соответствие финансовым возможностям области (сумме, выпадающей из доходной части областного бюджета в связи с предоставлением льгот);
     
     
  • рыночный потенциал создаваемого продукта,
     
     
  • период окупаемости проекта;
     
     
  • прибыль;
     
     
  • уровень риска;
     
     
  • экологичность и безопасность проекта;
     
     
  • соответствие законодательству.
     
Наблюдательный совет Фонда социально-экономического развития области с учетом заключений Экономического комитета и Комитета финансов области принимает соответствующее решение и оформляет его в форме протокола, в соответствии с которым Финансовый комитет готовит проект распоряжения Администрации области о предоставлении налоговых льгот предприятию. Льгота предоставляется с первого числа месяца, следующего за месяцем выхода распоряжения Администрации области.

За 1995 год льготы по налогообложению предоставлены четырем предприятиям с иностранными инвестициями.
За истекший год отделом собрано более 60 инвестиционных проектов предприятий области. Данный пакет проектов был представлен на выставках-ярмарках инвестиционных проектов в Германии (Берлин) и в Италии (Милан).

Основными недостатками представленных предприятиями инвестиционных проектов и причинами, мешающими потенциальным инвесторам в их отборе для вложения средств являются:
     
     

     

  • непрофессиональная подготовка проектов;
     
     
  • недостаточные маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, конкуренции и т.д.;
     
     
  • общая нестабильность и непредсказуемость в политической и экономической сферах жизни страны;
     
     
  • несовершенство действующего законодательства;
     
     
  • воздействие высоких темпов инфляции;
     
     
  • отсутствие гарантий