Оценка инвестиционных проектов на Октябрьской ж.д. и опыт применения программных продуктов фирмы “АЛЬТ”

А.К. Дмитрук (Управление Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург)

Октябрьская железная дорога требует значительных капитальных вложений в свое техническое развитие, модернизацию и реконструкцию действующих технических средств. Фактический износ техники превышает 50%. Главной задачей экономической стратегии является обновление основных фондов и ввод в эксплуатацию новых технических средств более высокого уровня. Увеличение пропускной способности железнодорожного транспорта производится в течении длительного периода строительства. Как правило строительство ведется на полигоне протяженностью в несколько десятков, а то и сотен километров. Развитие железной дороги имеет значительное влияние и на развитие всей инфраструктуры не только вблизи лежащих территорий но и на целые регионы.

Можно сказать. что это очень важно.

Все это требует огромных средств. Минимальная потребность только для поддержания существующего технического уровня Октябрьской железной дороги в текущих ценах 1995 года составляет не менее 1.5 трилл. рублей. На самом деле ж.д. таких средств не имеет. Поэтому в последние 2-3 года резко встал вопрос их более эффективного использования. Важно также определить и направление вложения этих средств. Ранее применяемые методики, по которым производилась оценка эффективности капитальных вложений и определение сроков их окупаемости, не позволяют это сделать в современных условиях. Мне в своей практической деятельности приходится постоянно участвовать в рассмотрении большого числа ТЭО инвестиционных проектов. Рассматривая экономическую часть какого-либо проекта, не могу поверить в то, что капитальные вложения на ж.д. транспорте могут окупиться за 3-4 года.

Но такие расчеты представлялись и к сожалению продолжают представляться проектными организациями. Конечно такие расчеты не являются объективными. Потребовались новые методы оценки и то, что в последние годы в России резко поднялся уровень использования персональных компьютеров, потребовало разработку программных продуктов для работы на ПК. На государственном уровне эта проблема не решалась. Ни Минэкономики, ни Минфин, ни Госстрой России не пытались, что либо изменить в системе устоявшихся концепций. Но как говорят: “Так жить нельзя”. Я знал, что существуют специальные программы для работы на ЭВМ. И вот, случайно в одной из газет я увидел информацию о фирме “АЛЬТ” и о том, что она разработала программу коммерческой оценки инвестиционных проектов для работы на ПК.

Я понял, это то, что мне надо. Оперативно были решены вопросы взаимоотношений сторон и Октябрьская железная дорога стала пользователем программного продукта “Альт-Инвест” фирмы “АЛЬТ”.

С того времени прошло уже 2 года. За это время менялись и совершенствовались версии программного продукта. Двухсторонняя связь между Разработчиком и Пользователем, как мне кажется, положительно влияет на достижение более эффективного результата. Проводимые фирмой семинары, а также консультации по телефону и непосредственно в офисе Разработчика или Пользователя помогают более правильно применять программный продукт и качественней производить оценку инвестиционных проектов. Конечно не все зависит от эксперта. Решение принимает руководитель т.е. распределитель кредитов. Но время работает на эксперта.

К сожалению не всегда удается доказать свою правоту и объективность расчета выполненного при помощи современных программ.

Иногда проектные организации представляя материалы ТЭО инвестиций заведомо искажают сроки окупаемости капитальных вложений. Как правило в их материалах срок окупаемости имеет более короткие сроки, чем это подтверждается расчетом. Задача, которая стоит перед проектной организацией, это разработать проект со сроком окупаемости в пределах таких сроков, которые дадут основания получить инвестиции. Проверяя такие ЭТО с помощью программы “Альт-Инвест”, удавалось доказывать несостоятельность расчетов выполненных проектными организациями. В качестве примеров можно назвать такие проекты как:

Электрификация участков: Чудово-Новгород и Волховстрой-Свирь.

В первом случае срок окупаемости по ТЭО инвестиций составляет 4.6 года, а рассчитанный при помощи “Альт-Инвест” срок окупаемости составляет около 17 лет.

Во втором случае срок окупаемости по ТЭО определен в 5.4 года, а расчеты проверенные при помощи программы “Альт-Инвест”, срок окупаемости составляет более 20 лет. Конечно возможно не очень корректно применять “Альт-Инвест” на объектах железнодорожного транспорта. Здесь имеются некоторые особенности. Прежде всего любой проект ж.д. транспорта, как правило создается не на пустом месте, а в среде действующего предприятия, каким является железная дорога. Протяженность этого предприятия от Москвы до Мурманска. Поэтому хотелось бы, чтобы разработчики поработали над проблемой оценки инвестиционных проектов для железных дорог и учли это в своих новых версиях.

В чем заключается, если можно так сказать, особенность железной дороги. Предположим - электрификация существующей железной дороги или ее участков. Это прежде всего смена вида тяги поездов, внедрение электрической централизации стрелок, каблирование линий связи, усиление или строительство новых линий внешнего энергоснабжения и т.д. И как я уже говорил. это происходит на протяжении десятков и сотен километров. Наверное, в существующие программные продукты должны быть внесены соответствующие коррективы. Как вариант, возможно применение поправочных коэффициентов, а возможно появятся и новые подходы в решении этой важной задачи. Кроме того, существующие программные продукты никак не отражают влияние ввода новых технических средств и обустройств на экологию. Пока этот фактор в экономических расчетах во внимание не принимается. Наверно, можно экономически оценить, например: при той же электрификации смену более “грязного” вида тяги - тепловозной - на более экологически “чистый” вид - электровозную. Конечно, должны быть программы, позволяющие более доcтоверно оценивать инвестиционные продукты, в случае расширения производства, модернизации и реконструкции. Пока приходится применять, что имеется.

Мне приходилось в своей практике так же оценивать бюджетные предложения иностранных фирм, и защищать те результаты, которые были получены при помощи “Альт-Инвест”. Одним из таких инвестиционных проектов является реконструкция Промывочно-пропарочной станции Кириши.

По оценкам фирмы “Сканска”, срок окупаемости инвестиций составит 3.9 года, а по расчету, выполненному при помощи программного продукта фирмы “АЛЬТ”, срок окупаемости этих же инвестиций составит 8.3 года.

Столь разительные оценки, на мой взгляд, имеют две основных причины. Первая. Специалисты иностранных фирм не владеют в полной мере особенностями российской системы налогообложение и спецификой ее применения при расчете коммерческих предложений.

Очень наглядным показался налог на превышение минимальной оплаты труда, который ... часть прибыли. Таким образом, вырученной чистой прибыли оказалось недостаточно для окупаемости инвестиций в столь короткий срок, как это представлялось в бюджетном предложении фирмы. Кроме того, налог на добавленную стоимость и спецналог, а также таможенные пошлины резко повысили объем требуемых капитальных вложений.

Вторая. Не всегда достоверно и в полном объеме учитываются будущие эксплуатационные расходы. Это, возможно, пережитки социальной системы, все искажать и себя обманывать. Все знают, что до сих пор даже нет достоверной статистики. А достоверность данных, используемых в расчетах, является одним из основных условий его точности.

При совместном анализе результатов расчета нам удалось подтвердить правильность полученного нами результата. И фирма “Сканска” с этим расчетом согласилась. Кстати, их расчет был подготовлен в аналогичной программной среде - Excel 4a, да и термины в обоих расчетах использовались аналогичные. Это для меня явилось подтверждением правильного выбора направления фирмой “АЛЬТ” и того, что я, как пользователь, не ошибся в своем выборе. Используя имеющиеся разработки, надеюсь на то, что мои пожелания и, естественно, моя помощь, если не возражает фирма, помогут ей усовершенствовать свои программные продукты для оценки эффективности инвестиций в ж/д. транспорт с более высокой степенью точности, чем в настоящее время. Железнодорожный транспорт, как отрасль, этого заслуживает. И это должно быть взаимовыгодно для партнеров.