Оценка инвестиционной привлекательности золотодобывающей отрасли на севере России

Владимир Гаврилов (Якутзолотобанк, Якутск)

В структуре общего объема добываемого в России золота на долю ее северных регионов, в первую очередь Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, приходится не менее 35-40%. Несмотря на видимые успехи, отрасль в последние годы испытывает серьезные финансово-экономические трудности. С распадом СССР заметно изменилось в сторону похолодания отношение правительственных структур к “золотой” отрасли, что уже привело при практически полном государственном контроле данного рынка к значительному снижению уровня добычи (только с 1990 г. по 1992 г. на 28%). Существуют как внешние, так и внутренние предпосылки возникновения такого положения.

Высокие темпы инфляции, перекос цен, жесткая макроэкономическая политика Центрального Банка РФ, искусственное сдерживание курса доллара, постоянные задержки в авансировании и расчетах за сданный металл - некоторые из объективных (по отношению к предприятиям) причин, приведших к сложившейся негативной ситуации. Кроме того, в отличии от других субъектов рынка предприятия отрасли не имеют возможности привлекать свободные финансовые ресурсы под товарный залог, т.к. их продукцией распоряжается государство. В связи с расположением большого количества предприятий в труднодоступных районах Севера имущество, здания, сооружения, принадлежащие предприятиям или государству практически неликвидны при существующем положении дел. Их использовать под залог тоже нельзя. Кроме того, существующие транспортные схемы требуют от предприятий досрочного завоза товаров материально-технического назначения, а, следовательно, необходимость наличия и постоянного поддержания значительных оборотных средств.

Трудно адаптируемая к новым условиям хозяйствования структура управления, преимущественная добыча рассыпного металла, извлекаемого к тому же сезонно, морально устаревшие технологии добычи, низкие содержания золота в месторождениях, не позволяющие в новых экономических условиях эффективно осуществлять производство, высокие издержки на содержание инфраструктуры, отсутствие сколько-нибудь значимых средне- и долгосрочных инвестиций - внутренние составляющие неудач. Анализ результатов работы золотодобывающий предприятий Якутии показывает, что практически все предприятия в 1994г. имели расходы в 1.2-2.7 раза превышающие доходы. В структуре расходов налог на прибыль, затраты на содержание ЖКХ и долги предыдущих периодов составили 24-58% . Ожидаемый недостаток средств по отрасли в 1995г. при цене за 1г золота в 60.5 тыс.руб. (цены начала лета 1995 г.) находился в пределах 700 млрд.руб. В структуре себестоимости на материальные затраты приходилось 32-48% при госспособе и 27-40% при старательском, а на зарплату - 21-27% и 25-34%, соответственно. В матзатратах доля топлива в 1994 г. составляла 26-46%, в 1995 г. - 31-66%. Производительность труда на золотодобыче на 1 человека ППП равнялась 1-3 кг золота в год, что было в 2-2.5 раза ниже потребного значения.

Всесторонний анализ показывает, что при существующем положении и отношении к отрасли ее нельзя назвать инвестиционно привлекательной. Это противоречит мировым тенденциям, где золото до сих пор абсолютно ликвидный товар, выполняющий функции и мировых денег, и средства накопления. Рассмотрение динамики торговли данным драгоценным металлом показывает устойчивый рост потребностей в нем. С 1983 по 1992 г. произошло увеличение мировой добычи данного металла на 46% с 1446 т до 2117 т. По прогнозам аналитиков цены постепенно будут повышаться, как правило, превышая инфляцию на основные свободно конвертируемые валюты.

Выход из сложившейся ситуации лежит в устранении или снижении влияния отмеченных выше негативных факторов. Часть из них (особенно внешние) лежит за пределами компетенции предприятий и может быть решена только Правительством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и Центральным банком России. С нашей точки зрения было бы целесообразно сделать следующее. Процентная ставка за пользование централизованными кредитами для такой валютообразующей и стратегически важной отрасли как золотодобывающая должна устанавливаться по ставкам рефинансирования, складывающимся на мировых финансовых рынках, т.е. на уровне 6-10% с оплатой кредитов в конце промывочного сезона. Реально демонополизировать рынок золота в России. Ввести свободное ценообразование на драгоценные металлы на внутреннем рынке. Упростить механизм торговли с разрешением уполномоченным организациям, в том числе банкам, операций на внешних рынках.

Кроме внешних, негативно влияющих факторов, имеются и внутренние, т.е. такие, которые предприятия при нетрадиционном подходе самостоятельно или с привлечением инвесторов могут преодолеть. Встает проблема поиска и реализации дополнительных резервов улучшения ситуации, разработки и реализации локальных инвестиционных проектов.

В первую очередь необходимо переоценить сырьевую базу в соответствии с критериями, применяемыми в мировой практике. В результате такой работы запасы должны уменьшиться, некоторые месторождения будут выведены из эксплуатации или сняты с учета в кадастре запасов. За счет использования новых методик эксплуатационной доразведки и учета при подсчете запасов новых технологий добычи и обогащения металла появятся новые месторождения, ранее не отрабатывавшиеся из-за низких кондиций.

Необходимо ускоренными темпами осуществлять переориентацию в пользу добычи металла из рудных месторождений с круглогодичным, а не сезонным характером работы. Для снижения себестоимости продукции требуется внедрение наработанных, но не востребованных, технологий, в том числе не связанных непосредственно с основными горными переделами. При этом должно происходить кратное снижение затрат (или повышение производительности труда) в самых значимых в их структуре статьях, речь о которых шла выше.
Важным резервом повышения эффективности работы любого предприятия является всестороннее улучшение менеджмента на нем. Создание в Якутии холдинга (ОАО “Сахазолото”), на который возложены функции разработки и реализации инвестиционный стратегии, а также мониторинга в золотодобыче, и открытие акционерных золотодобывающих предприятий при одновременном вводе в их структуры финансовых дирекций должно способствовать улучшению финансово-экономической работы. Учитывая достаточно высокую составляющую в структуре себестоимости, приходящуюся на кредитные ресурсы и присутствующую не только в затратах на непосредственную добычу металла, требуется постоянное совершенствование схемы финансирования отрасли. Один из таких элементов - введение в практику выдачи головной организации в технологической цепочке единого кредита на материально-техническое снабжение всех ее предприятий для снижения влияния данного фактора.

Проведенная предварительная оценка привлекательности северных золотодобывающих предприятий показывает, что при устранении негативного влияния внутренних факторов, на что имеются все объективные предпосылки, и решении принципиальных внешних проблем, возможно их эффективное дальнейшее функционирование. А после корректной оценки бизнес-планов, первую очередь с использованием существующих или специально адаптированных методик, и инвестирование в золотодобычу. При этом представляемые проекты должны быть проранжированы по степени привлекательности, уровню вложений и производственной мощности. Цель - разнообразие форм и способов финансирования ввода новых мощностей и технического перевооружения действующих предприятий.