Динамическо-вероятностная оценка эффективности инвестиций.

А.И. Яковлев (Харьковский политехнический Университет, Харьков, Украина)

В период перехода к рынку становится неприемлем используемый ранее подход к расчету эффекта произведением его удельной величины на единицу изделия. Последний принимался постоянным по годам производства изделий, что не соответствует условиям рынка. В этой связи на основе концепции маркетинга предлагается объем производства по годам рассчитывать на основе динамической потребности рынка по стадиям жизненного цикла изделий /ЖЦИ/.

В расчетах следует учесть также динамику изменения затрат производства и эксплуатации товара по годам его выпуска и использования. Выбор стратегии маркетинга в зависимости от конкретных условий рынка приводит к дальнейшему уточнению величины цены и объема продаж конкретных товаров и услуг, рассчитанных на предпроектной стадии.

Неопределенность рыночной ситуации приводит к необходимости учета степени риска в расчетах эффекта. Для предотвращения или уменьшения последствий наступления неблагоприятных ситуаций проводятся антирисковые мероприятия. Они будут экономически целесообразными, если эффект от их проведения окажется больше величины соответствующих затрат. В докладе приводятся способы определения величины ущерба от отрицательных последствий хозяйственных мероприятий, экономическая оценка антирисковых мероприятий.
Рассматриваются экономические последствия риска, связанного с возможной недопродажей части выпущенных изделий. Такой вид риска практически не освещается в литературе. На этой основе устанавливаются потери для производителя. Сравнив их величину в динамике с прибылью от продажи изделий, можно установить действительную эффективность нововведений. Это дает возможность определить, не перекрываются ли поступления от реализации убытками от нереализации части изделий. Такие расчеты дают возможность также определить экономически целесообразный период замены данного изделия новым с учетом возможностей фирм, производящих конкурентные товары.

В реальной действительности имеет место инфляция. Приводятся способы ее учета в расчетах эффекта с учетом изменения цен изделий и ряда составляющих затрат. В имеющейся литературе инфляционный риск учитывал в основном изменение ставки ссудного процента, не оказывая непосредственного влияния от нововведений.

Целесообразность использования инноваций зависит от уровня налогов, он должен быть таким, чтобы остающаяся в распоряжении предприятий /фирм/ прибыль оказалась достаточной для реализации социальных программ, материального стимулирования работников и развития производства. В случае получения ссуд прибыль должна обеспечивать их возврат с учетом выплаты процента за банковский кредит.

Исходя из указанной предпосылки, определяется предельное значение процентной ставки налога, при которой сохраняется целесообразность производства и применения нового изделия. С другой стороны, государство должно осуществлять обратную связь, корректируя величину ставки налогов до такого уровня, чтобы не свести фактически эффективные нововведения к убыточным и тем самым отбить охоту к их разработке и использованию, а наоборот, стимулировать такого рода действия.

Предлагаемый подход развивает традиционные методы расчета эффекта, учитывает условия рынка. Это позволяет повысить точность и достоверность такого рода расчетов по сравнению с имеющимися методами и тем самым способствует совершенствованию создания новой техники, ее ценообразования, выбора направлений инвестиций. В свою очередь, это дает возможность более рационального распределения средств на проведение НИР и ОКР, а также на освоение их результатов в производстве.

В данном подходе сочетаются финансовая стратегия с инновационной маркетинговой и другими стратегиями, направленными на достижение показателей общей степени развития компаний. Представляет интерес также использование системы показателей определения величины эффекта от внедрения результатов инвестиционных и финансовых проектов. В докладе приводятся методы расчета величины внутренней нормы доходности, разработанные авторами, которые позволяют расширить возможности использования данного показателя