Критерии конкурсного отбора проектов

П.Б. Панкратов (Мэрия Санкт-Петербурга, Комитет по занятости населения)

Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга является пользователем программного продукта “Альт-Инвест” семейство версий 1.3 для комплексного анализа состоятельности инвестиционных проектов.

Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга на основании “Порядка оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан”, утвержденного приказом Федеральной службы занятости России от 25.07.94 г. N 107, проводит конкурсы инвестиционных проектов работодателей на организацию дополнительных рабочих мест. 

Для подведения итогов конкурса была создана независимая конкурсная комиссия во главе с вице-президентом Союза промышленников и предпринимателей В.П. Ковешниковым. В комиссию входят представители антимонопольного комитета, профсоюзов, средств массовой информации, ОБЭП, Комитета по занятости населения. На заседании комиссии члены комиссии приняли Методику оценки финансовой состоятельности проектов на основе программного продукта “Альт-Инвест”, представляющую собой комплект взаимосвязанных табличных форм для автоматизации расчетов в ходе выполнения анализа финансовой состоятельности инвестиционных проектов. Каждому работодателю выдаются определенные табличные формы ( исходные данные) , которые работодатель заполняет на основании собственных расчетов ( и несет ответственность за их достоверность под подпись руководителя и печать предприятия). После этого все данные заносятся в компьютер и программный продукт на основании исходных данных считает конечный результат по каждому представленному проекту. Членам комиссии представляются графики, отражающие конечный результат, что используется при подведении итогов конкурса.

Наиболее удобным и показательным критерием для оценки состоятельности проекта является аккумулированный баланс свободных денежных средств из таблицы “ Отчет о движении денежных средств”. Неотрицательное итоговое значение свидетельствует о существовании принципиальной возможности окупаемости проекта, т.е. о генерировании достаточного объема денежных средств для возмещения всех инвестиционных и текущих затрат. Появление отрицательных значений свидетельствует о дефиците средств и требует привлечения дополнительных источников финансирования, что явно отрицательно характеризует представленный проект. Результаты расчетов документируются, т.е. распечатывается диаграмма “Свободные денежные средства”.

Таблица “Выплаты по кредитам” при использовании продукта в комитете по занятости населения имеет специфические особенности. Строка “Номинальная годовая процентная ставка” применяется только при возвратном финансировании и не может применяться, так как по Приказу ФСЗР от 25.07.94 г. N 107 она является неизменной и равной для всех работодателей, участвующих в конкурсе, 50% ставки ЦБ РФ по межбанковским кредитам. При прямом (безвозвратном) финансировании значение по этой строке равно 0. Т.о., получается заведомо льготное предоставление финансовой помощи. И выбор метода выплаты кредита при возвратном финансировании 1 (равными частями долга) или 2 (равными суммами долга и процентов) не является важным и показательным, т.к. он не отражает картины , которая была бы при полновесной % ставке. Т.о., если при льготном предоставлении финансовой помощи показатель свободных денежных средств является отрицательным , то представленный проект заведомо является убыточным и не может претендовать на победу в конкурсе.

Конкурсная комиссия при подведении итогов конкурса руководствуется рядом критериев. Для каждого проекта, представленного на конкурсе, экспертная группа составляет справку, характеризующую данный проект. В ней освещаются следующие показатели:

     

  • дата и время поступления заявки (при прочих равных условиях предпочтение будет отдано проекту, зарегистрированному раньше);
     
     
  • уставный фонд (для характеристики источников собственных средств); -численность и фонд оплаты труда за последний квартал (для определения, велась ли финансово-хозяйственная деятельность предприятием в период, предшествующий подаче заявки на конкурс);
     
     
  • основное направление деятельности предприятия и предполагаемый вид деятельности по проекту (для определения, является ли предприятие монополистом, перспективное ли направление предусматривает проект в разрезе нужд развития города);
     
     
  • наличие краткосрочных и долгосрочных обязательств (на основании данных 2 раздела пассива баланса, заверенного ГНИ; их наличие и большая величина являются отрицательным фактором);
     
     
  • стоимость дополнительного рабочего места (по Приказу ФСЗР N 107 она не должна превышать 12-ти месячного размера среднего уровня заработка, сложившегося в городе на дату подачи заявки; если предполагаемая стоимость меньше заданной, это является положительным фактором при подведении итогов);
     
     
  • количество организуемых дополнительных рабочих мест, в том числе для социально-незащищенных групп населения (учитывается как положительный фактор для снятия социальной напряженности на рынке труда);
     
     
  • наличие собственных производственных площадей или аренда ( предпочтение отдается предприятиям, имеющим свидетельство о праве на собственность основных фондов, выданное Фондом имущества СПб);
     
     
  • при возвратном финансировании- предполагаемый гарант по возврату финансовой помощи и платы за ее использование ( работодателю даются рекомендации по выбору наиболее надежного гаранта);
     
     
  • результаты анализа баланса в соответствии с Постановлением правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 (показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
     

     

  1. коэффициент текущей ликвидности>2,
     
     
  2. коэффициент обеспеченности собственными средствами >0.1,
     
     
  3. коэффициент восстановления платежеспособности>1;
     
(желательно ввести расчет этих коэффициентов в программный продукт “Альт-Инвест” для удобства пользователя);

     

  • соотношение активов баланса к сумме финансовой помощи (является характерным показателем);
     
     
  • результаты проверки полноты и своевременности перечислений страховых взносов в Государственный фонд занятости населения по СПб (т.к. финансовая помощь оказывается из средств службы занятости, аккуратность плательщика взносов является положительным фактором);
     
     
  • заключение по обследованию предприятия, проведенному РЦЗН (районный центр занятости может дать рекомендацию данному предприятию с учетом сложившейся в районе ситуации);
     
     
  • результаты оценки финансовой состоятельности проекта на основе показателей программного продукта “Альт-Инвест”. На основании всех этих позиций в совокупности экспертная группа дает заключение о целесообразности или нецелесообразности предоставления финансовой помощи данному работодателю.
     
Хочется отметить, что показатель “Свободные денежные средства” как наиболее явно выраженный и реально рассчитываемый, используется повсеместно при оценке бизнес-планов. Санкт-Петербургский Фонд Развития Бизнеса на своем семинаре “Как подготовить бизнес-план” обращает внимание на движение денежных средств как на один из критериев финансового плана наряду с отчетом о прибылях и убытках и балансовым отчетом. В финансовой части бизнес-плана обязательно присутствует анализ потока наличности.

На семинаре “Франчайзинг в России”, проводимом USAID (Агентством США по международному развитию) и Центром Поддержки Предпринимательства, также обращалось внимание слушателей на показатель в разделе “Прогноз продаж” суммарное движение наличных средств”.

В книге “Планирование инвестиций” Роберта Холта (Москва, “Дело Лтд”, 1994 г.) также сделан акцент на использовании подготовки прогноза денежных потоков для каждой альтернативы инвестиций.

Т.о., на данном этапе при подведении итогов конкурса инвестиционных проектов показатель “свободные денежные средства” как результат расчетов продукта “Альт-Инвест”, который может быть выражен наглядно в виде графика, является наиболее приемлемым и современным показателем эффективности и состоятельности инвестиционных проектов.

Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга всегда активно взаимодействует с фирмой “АЛЬТ”. Фирма оперативно решает все текущие вопросы по пользованию продуктом и дает быстрые и профессиональные консультации в каждом конкретном случае. Выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и благодарим за предоставленную возможность принять участие в данной конференции.