Технология отбора предприятий для инвестирования (на примере промышленности Украины)

Л.В. Воловикова (АОЗТ “Альфа-Капитал”, Москва)

В сложившихся условиях нехватки информации нашей службе удается получить минимальное количество финансовой документации предприятий.

В частности, по предприятиям Украины мы располагаем годовым балансом за 1994 год и отчетом о финансовых результатах.

Следовательно, последить динамику показателей, тенденции в развитии предприятия для нас не представляется возможным.

Для того, чтобы получить характеристики, на основании которых мы могли бы рекомендовать руководству проявить интерес к конкретной отрасли и, в частности, к конкретным предприятиям отрасли, экспертами нашей службы была разработана следующая стратегия отбора.


На первом этапе анализа анализируется перспективность вложений в конкретную отрасль промышленности.
Затем, делается акцент на характеристике предприятий отрасли. Имеющаяся информация об объемах производства, экспорте продукции и доле предприятия на рынке анализируется, и выбираются наиболее привлекательные предприятия по приведенным выше позициям. Предпочтение отдается наиболее крупным предприятиям, имеющим наименьший спад производства.

Далее, эксперты службы работают над анализом информации о продукции предприятия. Прослеживаются каналы сбыта, надежность поставщиков сырья и соответствие продукции имеющимся стандартам качества. Важным моментом для нас является также технология производства (энерго- и материалоемкость, новизна применяемых технологий).

Например, экспертами был проведен анализ предприятий черной металлургии Украины. По производству продукции черной металлургии Украина занимает четвертое место в мире после Японии, США и России, опережая такие высокоразвитые страны, как Германия, Италия и Франция.

Доля черной металлургии в производстве товарной продукции страны составляет 10-15%.

Выпускаемая сталепродукция Украины соответствует международным стандартам, а по отдельным ее видам имеет международную сертификацию.
Выделяют также отрицательные моменты:
спад производства,
высокая энерго- и материалоемкость производства на Украине,
проблемы с обеспечением топливно-энергетическими ресурсами и т.д.
Далее, предприятия характеризуются с точки зрения привлекательности и рискованности вложений, делается оценка стоимости украинских металлургических комбинатов, исходя из сложившейся капитализации.

Задача, вставшая передо мной, как экспертом Аналитической службы проанализировать предприятие с точки зрения устойчивости финансового положения.

Здесь я иду по следующему пути:

По всем предприятиям отрасли просчитываются средние значения показателей финансового состояния, а именно:
  • Кобщей ликвидности,
  • Ктекущей ликвидности,
  • Кабсолютной ликвидности,
  • Кплатежеспособности,
  • Кавтономии,
  • Рентабельность собственного капитала,
  • Рентабельность всего капитала,
  • Прибыльность продаж,
  • Показатель Альтмана.
Возьмем для примера стекольную промышленность и цветную металлургию Украины. В ходе проведенного анализа выявлено ухудшение показателей финансового состояния. Далее, получив средние значения показателей, мы можем ориентироваться не на рекомендуемые нормативные значения коэффициентов, а на конкретные средние значения для данной отрасли народного хозяйства.

За 1994 год.
Таблица 1
Стекольная промышленность
Цветная металлургия
Кобщей ликвидности
1.4
1.4
Кобщей платежеспособности
0.3
0.4
Кавтономии
0.7
0.7
Рентабельность собственного капитала
129%
63%
Показатель Альтмана*
4.2
2.79
*высокое значение показателя обусловлено тем, что на Украине не производилась переоценка основных фондов, следовательно рамки, принятые в России для отнесения предприятий по степени вероятности банкротства в соответствии с значением коэффициента, не приемлемы.

Получив средние значения коэффициентов, я имею возможность выбрать наиболее финансово устойчивые предприятия и отбросить те комбинаты, чьи показатели находятся ниже среднеотраслевого значения.

На завершающем этапе анализа эксперты нашей службы суммируют информацию о финансовом состоянии предприятия, экономической стабильности, положения предприятия на рынке, прослеживают перспективы развития предприятия на рынке и выбирают наиболее привлекательные объекты для инвестирования.