Особенности учета акционерного капитала как источника финансирования инвестиционных проектов (выбор эмиссионной схемы финансирования проекта, преимущества и недостатки)

В.Ю. Климов, В.А. Велинг (Брокерская фирма “Ленстройматериалы”, Санкт-Петербург)

В условиях современной рыночной экономики привлечение дополнительных финансовых ресурсов реально может происходить как путем кредитования в банке, так и путем привлечения акционерного капитала.

Привлечение заемных средств: 
  • рынок заемных средств ограничен, привлечение крупных кредитов затруднено;
     
     
  • кредиты как правило требуют залога имущества или высокого авторитета эмитента;
     
     
  • кредиты, в подавляющем большинстве случаев, можно получить на очень короткий срок - отсюда долгосрочные инвестиционные проекты практически невозможны;
     
     
  • наличие у предприятия большой суммы заемных средств влечет за собой ухудшение основных показателей финансовой устойчивости предприятия;
     
     
  • плата за кредиты очень высока;
     
     
  • присутствует риск невыполнения взятых обязательств, тем более когда рассматривается долгосрочный период;
     
     
  • взятые кредиты необходимо возвращать.
     
В качестве более эффективного способа привлечения сторонних средств
можно рассматривать привлечение акционерного капитала. 
  • при выпуске акций не требуется возврата приобретенных средств - они поступают в вечное пользование эмитента.
     
     
  • отсутствует плата за привлеченные средства (сумма дивидендов по акциям может устанавливаться с учетом финансового состояния эмитента, а в период реализации проекта целесообразным представляется направление прибыли не на выплату дивидендов, а на развитие производства).
     
Особенности: 
  • предприятие должно быть крупным (организация эмиссии на мелких, малоизвестных предприятиях в настоящее время затруднительна и нецелесообразна);
     
     
  • предприятие должно находится в удовлетворительном финансовом состоянии (согласно требованиям законодательства предприятие не должно иметь убытка на последнюю отчетную дату);
     
     
  • эмиссия целесообразна лишь для привлечения значительных объемов акционерного капитала.
     
Основной недостаток привлечения предприятием акционерного капитала потеря управляемости предприятием (возможность утери контрольного пакета).

Учет в проектах эмиссионных схем финансирования


Основные ошибки при работе инвестиционных проектов с эмиссионной схемой финансирования: 
  • размер уставного капитала не обновляется;
     
     
  • не учитываются предэмиссионные расходы;
     
     
  • не учитывается график привлечения акционерного капитала.
     
     
  • Обоснование размера увеличения уставного капитала и цены размещения.  

     

  1. Определение суммы инвестиционных издержек по проекту.
     
     
  2. Определение затрат на организацию и размещение эмиссии, поддержание вторичного рынка ценных бумаг компании.
     
     
  3. Определение общих издержек на реализацию проекта с учетом привлечения акционерного капитала.
     
     
  4. Расчет размера увеличения уставного капитала как частного от деления общих проектных издержек на цену размещения ценных бумаг предприятия.
     
При определении цены размещения ценных бумаг возможны варианты: 
  1. вторичный рынок ценных бумаг предприятия существует;
    Цена размещения равна сложившейся на вторичном рынке; при проведении эмиссии с учетом переоценки основных фондов цена размещения рассчитывается с учетом понижающегося коэффициента:
     
     
  2. вторичный рынок ценных бумаг предприятия не сформирован;
    Необходимо проведение исследования вторичного рынка ценных бумаг аналогичных предприятий; на основе результатов исследований определяется возможная стоимость ценных бумаг предприятия.  
  • Затраты по организации и размещению выпуска.
     
     
  • регистрационный сбор в размере 0.8% от номинальной суммы эмиссии;
     
     
  • плата за аудиторские услуги;
     
     
  • затраты на консультантов;
     
     
  • проведение рекламной кампании;
     
     
  • плата за услуги по размещению выпуска (оплата услуг андеррайтеров и ведущего менеджера).
     
Основными затратами по организации и размещению выпуска являются рекламная кампания (от 5% от суммы эмиссии) и плата за услуги по размещению выпуска.
Оплата услуг ведущего менеджера, по опыту проведения вторичных эмиссий ОАО “Хлебный дом” и АО “Красный Октябрь” составила 5-7% от суммы привлеченных средств.
Плата андеррайтерам - 2.5%, в зависимости от принятых ими обязательств. 
  • Порядок проведения эмиссии в сроки.
     
     
  • подготовительный период (проведение общего собрания акционеров, исследование рынка, проведение аудита и разработка проспекта эмиссии), - от двух месяцев, согласно опыту организации БФ “Ленстройматериалы” эмиссии (ОАО “Хлебный Дом”, АО “Петмол”).
     
     
  • регистрация проспекта эмиссии;
     
     
  • рекламная кампания;
     
     
  • размещение (сроки размещения эмиссии определяются состоянием вторичного рынка ценных бумаг предприятия и общим инвестиционным интересом к нему. Так, время размещения эмиссии бумаг Хлебного дома составила 2 недели, и 6 месяцев на Петмоле);
     
     
  • подведение результатов размещения.
     
При выборе схемы финансирования проекта следует учитывать, что: 
  • срок окупаемости проекта при прочих равных условиях практически не зависит от способа финансирования проекта (кредитного либо эмиссионного);
     
     
  • при эмиссионной схеме финансирования рентабельность собственного капитала ниже, чем при привлечении заемного капитала;
     
     
  • отсутствие необходимости выплаты процентов по кредиту при эмиссионной схеме финансирования влечет увеличение прибыли и свободных денежных средств предприятия. Соответственно улучшаются показатели финансового состояния предприятия в период реализации проекта (устойчивости, платежеспособности и ликвидности);
     
     
  • размер необходимых для финансирования проекта средств при кредитном варианте финансирования может быть больше, чем при привлечении акционерного капитала. Это обусловленно, как правило, необходимостью обслуживания кредита в начальные периоды реализации проекта, когда проект еще не имеет доходов или они недостаточны для обслуживания задолженности;
     
     
  • при практически тех же денежных потоках проекта чистая текущая стоимость (NPV) и внутренняя норма прибыли (IRR) значительно увеличиваются в случае привлечения акционерного капитала.