К вопросу о смешанном кредитовании инвестиционных проектов

Е.В. Яворский (Промстройбанк России, Москва)

В последние годы мы являемся свидетелями безуспешных попыток Правительства по оживлению инвестиционного климата в России. К числу последних относится идея Минэкономики смешанного финансирования проектов, реализованная в “Комплексной программе по стимулированию отечественных и иностранных инвестиций в России”. Основные условия конкурса: первое: льготный кредит в объеме 20% от стоимости программы, остальное - собственные средства предприятия и кредиты комбанков по коммерческим ставкам; второе: срок окупаемости проектов не более 2-х лет. В статье делается попытка показать, что указанные требования заведомо невозможно выполнить для большинства инвестиционных проектов.

Выбран метод численного эксперимента. Расчеты проведены с использованием вычислительной программы, моделирующей финансовые потоки “типичного” инвестиционного проекта на перспективу 5 лет, в широком диапазоне соотношения долей коммерческого и льготного кредитования и рентабельности производства. Учитывалась инфляция и связанные с ней эффекты удорожания стоимости строительства, искусственного увеличения прибыли и вынужденной потери оборотных средств. Приводятся примеры таких расчетов в виде таблиц финансовых потоков, с оценкой сроков возврата смешанных кредитов.

Главные результаты моделирования. Установлено, что в условиях высоких темпов инфляции, существующая система бухгалтерской отчетности и политика налогообложения доходов предприятий порождает искусственное увеличение прибыли и вынужденную потерю основного и оборотного капитала. Если обесценивание основных средств как-то компенсируется посредством периодической индексации основных фондов, то индексация оборотных средств пока запрещена. Естественно, что переоценка основных и оборотных средств предприятий приводит к уменьшению налогооблагаемой базы и, следовательно, поступлений в бюджет; поэтому задача сохранения рабочего капитала предприятий противоречит целям налоговых институтов. Создается драматическая ситуация, которая особенно отчетливо проявляется на “проблеме неплатежей”, охватившей уже все отрасли промышленности.

Предложены достаточно простые таблицы для определения реального уровня рентабельности выпускаемой продукции с учетом отмеченных факторов. Эти таблицы показывают, что общий эффект инфляции, в случае, когда предприятия компенсируют вынужденную потерю оборотных средств из чистой прибыли, получается отрицательным. В области высокой инфляции и низкой номинальной рентабельности предприятия становятся убыточными, а для высокорентабельных производств чистая прибыль существенно уменьшается. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий не возрастает синхронно с инфляцией, т.к. предприятия вынуждены направлять ее на пополнение недостатка оборотных средств (т.е. предприятия, которые этого не делают, проедают оборотный капитал и генерируют неплатежи). Установлено, что в период высокой инфляции для реального диапазона нормы прибыли 25-35%, доля ссуды, взятой по коммерческой ставке. в существующих условиях инфляции не может превосходить 10% от общей стоимости программы.

ВЫВОДЫ:


1. Предложение о смешанном кредитовании приоритетных и иных долгосрочных инвестиционных программ в условиях высоких темпов инфляции является не состоятельным.
2. В настоящее время существующая система бухгалтерской отчетности и политика налогообложения предпринимательской деятельности находятся в противоречии с целью возрождения отечественной промышленности. Это усугубляется высокими темпами инфляции. Все это порождает “проедание” основного и оборотного капиталов предприятиями, генерирует хронические неплатежи.
3. Моделирование финансового состояния типичного предпринимательского проекта показало, что при настоящем темпе инфляции (70% в год), доля коммерческого кредита в общем объеме инвестиционной ссуды не может превышать 10%.
4. Давно существует необходимость индексации оборотного капитала предприятий, особенно производителей с длительным сроком технологического процесса. Именно эти предприятия, имея наибольшую важность для народного хозяйства страны, должны получить возможность такой индексации в первую очередь.