Опыт внедрения системы финансового планирования на предприятии

О.Б. Максимов (ИКФ “АЛЬТ”, Санкт-Петербург)

I. Основные требования к финансовому плану

Целеориентированность - направленность финансового плана на достижение выбранного критерия успешности деятельности предприятия. На разных этапах развития предприятия этот критерий может быть разным (достижение платежеспособности, повышение эффективности использования оборотного капитала ), понимая при этом, что главной целью деятельности предприятия является увеличение капитала собственника предприятия.

Комплексность -объединение и взаимоувязка различных планов деятельности предприятия на финансовой основе с использованием принципа бюджетного подхода.

Сценарность - возможность быстрого просчета различных вариантов развития предприятия и макроэкономического окружения.

Наиболее эффективным способом реализации указанных требований является создание компьютерной модели финансового плана. Для создания такой модели - системы "Альт-План" - экспертами ИКФ "АЛЬТ" были использованы электронные таблицы пакета Microsoft Excel, предоставляющие пользователю широкий спектр средств для адаптации и развития модели.

II. Этапы работы по внедрению системы финансового планирования

1. Предварительное исследование предприятия (изучение структуры и технологической схемы предприятия, принятой системы учета и планирования и т.д.).
2. Выбор интервала и глубины планирования.
3. Выбор степени укрупнения реализованной продукции по признаку сходности структуры затрат и цены.
4. Выбор способа описания затрат (по месту возникновения затрат, по цехам, сквозная калькуляция).
5. Моделирование системы определения себестоимости реализованной продукции.
6. Тестирование с использованием контрольных точек (равенство валюты баланса, потоков денежных средств, рассчитанных прямым и косвенным способом.
7. Ввод реальных фактических данных и сравнение результатов расчетов с данными бухгалтерии.
8. Сбор плановых показателей от соотвествующих служб, ввод и выявление несогласований между ними.
9. Выявление и анализ причин сформировавшегося дефицита свободных денежных средств.
10. Выработка мер по преодолению неплатежеспособности посредством согласования графиков производства, реализации, закупки сырья и материалов, изменения ценовой политики, привлечения иных источников финансирования.
11. В случае недостаточности предпринятых мер, выработка вынужденных мер (увеличение задолженности в бюджет, невыплата заработной платы, неплатежи поставщикам и т.д.).
12. Анализ вероятности осуществления финансового плана с помощью финансовых коэффициентов (показатели ликвидности, оборачиваемости) и выработка мер по улучшению этих показателей.
13. Анализ и корректировка финансового плана по степени достижения главной цели деятельности предприятия - росту рентабельности собственного капитала.

III. Проблемы внедрения системы планирования на предприятии

Объективные проблемы:
- Длительность процесса внедрения, связанная с невозможностью использования готовой универсальной компьютерной модели без серьезной адаптации к специфике конкретного предприятия.
- Проблемы с финансированием технического обеспечения и оплаты услуг консультантов.
- Отсутствие квалифицированных специалистов и необходимость их дополнительного обучения.
Субъективные проблемы:
- В процессе внедрения меняется сложившаяся система разделения функций служб предприятия и содержание работы специалистов этих служб. Возникает проблема неготовности части специалистов к восприятию нового, нежелания менять сложившиеся формы работы.
- Отдельная задача, стоящая перед экспертом, - побуждение и поддержание у специалистов интереса как к самой системе планирования, так и к вопросам, возникающим в процессе ее внедрения.

IV. Условия успешного внедрения системы финансового планирования

1. Активная поддержка руководством (на первом этапе часто бывает необходимым помочь, организовать, стимулировать а иногда и заставить специалистов включиться в работу по внедрению системы планирования).
2. Создание инициативной группы из специалистов основных управленческих отделов (планового, финансового, произвоственого, сбытового, бухгалтерии) желательно на уровне не ниже заместителей начальников - постановка системы финансового планирования должна стать "плодом" коллективного труда.
3. Наделение планового отдела центральной (главной связующей) ролью в системе финансового планирования.
4. Техническое и программное обеспечение работ.
5. Поэтапное внедрение (от упрощенной наиболее агрегированной системы до максимально возможно детализированной, добиваясь на каждом этапе законченной работающей системы).
6. Первоначально "встраивание" системы финансового плана в существующую систему учета и планирования, а затем постепенная перестройка работы служб предприятия под потребности финансового планирования.
7. Консультационная поддержка разработчиков.
8. Наличие на предприятии специалиста, способного самостоятельно поддерживать и развивать систему.

V. Роль эксперта

1. Быть "мостиком" между информацией, получаемой с помощью системы финансового планирования, и непосредственным управлением предприятием, т.е. уметь интерпретировать получаемую информацию и делать выводы, существенные для принятия управленческих решений.
2. Понимать задачи, встающие перед руководством предприятия, и уметь моделировать варианты решения этих задач средствами системы финансового планирования.
3. Наладить эффективное взаимодействие между представителями основных служб предприятия и организовать цикличный процесс функционирования системы планирования