Разработка и оценка проектов для реализации с поддержкой государства

Л.Н. Шапошников (Институт макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, Москва)

1. Для современной российской зкономики важнейшей проблемой является стимулирование роста производства и, тем самым, максимально возможного сокращения продолжительности послекризисной депрессии. Усилия государственной власти направляются на преодоление инфляции, ограничение налогов, уменьшение так называемого "недофинансирования" и, как результат, на создание благоприятного климата инвестиционной деятельности. По прогнозам уже в 1996-1997 гг. ожидается общее увеличение объема инвестиций.

2.В условиях рыночной экономики государство использует адекватные методы стимулирования активности инвесторов.

Такими методами служат:
     
     

     

  • законодательные и нормативные определения "правил игры" для всех участников инвестиционного процесса;
     
     
  • гарантирование средств, которые затрачиваются коммерческими банками на финансирование новых крупных проектов соответствующих "точкам роста" экономики;
     
     
  • гарантирование эффективных инвестиционных проектов передовых в научно-техническом отношении;
     
     
  • ограниченное участие в финансировании (покупка акций или возвратные кредиты) быстро окупаемых проектов среднего и малого бизнеса;
     
     
  • кредитование реконструкции конверсионных предприятий, не располагающих достаточными средствами для диверсификации производства;
     
     
  • льготное кредитование инвестиционных проектов государственных предприятий;
     
     
  • развитие региональной инфраструктуры, способствующей эффективности инвестиционных проектов, которые предстоит реализовать.
     
3. При выборе конкретных объектов государственной поддержки органы управления руководствуются интересами реформирования российской экономики, задачами запуска нового инвестиционного механизма, применения средств федерального бюджета в качестве катализатора этого процесса и, наконец, принципом безубыточности использования государственных кредитов.

Особенностью решений о государственной поддержке частных инвесторов является принятие взаимных обязательств по конкретным проектам.

4. Современная ситуация в отношении обоснования и оценки проектов, реализуемых с поддержкой государства может быть проиллюстрирована на примере бизнес-планов эффективных коммерческих проектов, представляемых в 1995 г. на конкурс по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.

Как правило, такие проекты отличаются:
     
     

     

  • небольшой сметной стоимостью строительства;
     
     
  • высокой долей затрат на оборудование;
     
     
  • осуществлением капитальных затрат в течении нескольких месяцев;
     
     
  • сочетанием (в исходных данных) более достоверных сведений из проектно-сметной документации с приблизительными прикидками затрат и эффекта на стадии реализации продукции или услуг;
     
     
  • окупаемостью проекта в течении двух лет с момента начала финансирования, т.е. примерно года с начала получения прибыли;
     
     
  • обязательством инвесторов погасить государственный льготный инвестиционный кредит в течении двух лет вне зависимости от фактического уровня чистой прибыли и выплаты акционерам дивидендов.
     
Специфика новых проектов, естественно, позволяет разработчикам использовать сравнительно простую методику составления бизнес-планов.

Характеристикой возможностей инвестора являются показатели итоговой эффективности проекта - срок окупаемости и внутренняя норма рентабельности. Поскольку время от получения до возвращения кредитных средств ограничено двумя годами, расчеты выполняются в ценах, действующих в году проведения конкурса, затраты и эффект не дисконтируются.

Наряду с бизнес-планом Комиссия по инвестиционным конкурсам рассматривает баланс предприятия-инвестора и справку обслуживающего его банка. После конкурса заключается тщательно проработанное соглашение, содержащее взаимные гарантии.

5. Практика конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов показала, что масса разработчиков не смогла руководствоваться общими положениями известных пособий. В связи с конкурсом возникла необходимость предоставить инвесторам макет и методику именно данного типа бизнес-плана.
На основании полученного опыта Министерство экономики Российской Федерации совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти в настоящее время проводит корректировку первоначальной редакции макета бизнес-плана, дополняет его расчетными формами, удобными для пользователей.

Специалисты Министерства экономики РФ и фирмы "АЛЬТ" приступили к составлению общедоступной компьютерной модели, снабженной пояснениями для разработчиков бизнес-планов по эффективным коммерческим проектам, которые будут рассматриваться Конкурсной комиссией в 1996 году. Этот материал будет предоставляться претендентам бесплатно.

6. Опыт массовой разработки бизнес-планов, полученный в связи с конкурсным размещением централизованных инвестиционных ресурсов, может служить основанием для практических выводов, значение которых выходит за рамки совокупности проектов, рекомендуемых при государственной поддержки.

По нашему мнению, первый этап распространения методологии инвестиционного проектирования, присущий рыночной экономики, близок к завершению.

Составление бизнес-планов посредством творческого применения общих положений, описанных например, в пособии ЮНИДО, сохранился лишь для наиболее крупных, часто уникальных инвестиционных проектов.
С ростом количества разрабатываемых бизнес-планов неизбежно увеличивается доля однотипных разработок, выполняемых рядовыми исполнителями на базе методик и моделей, максимально приспособленных к конкретным требованиям.

Бизнес-планы, по крайней мере, производственные планы в их составе, должны составляться с максимальным учетом российских традиций проектирования строительства.

Актуальной проблемой становится подготовка наиболее подготовленными фирмами совместно с государственными организациями целого ряда методических материалов по разработке бизнес-планов и оценке эффективности по типам инвестиционных проектов, осуществляемых с государственной поддержкой. Такая же практика, по-видимому, в ближайшем будущем станет обычной для всей массы инвестиционных проектов, подразделяемых по масштабу, отраслям, типам производств и другим признакам.