Государственная политика в области поддержки инвестиций

В.В. Соколов (Министерство экономики РФ, Москва)

Создание нормативно-законодательной базы для развития инвестиционного рынка

Проводимая экономическая реформа требует новых подходов к инвестиционной деятельности.

Важнейшей предпосылкой для развития этого являются институционные изменения, обуславливающие расширение негосударственного сектора экономики. Если в 1993 году капитальные вложения частных предприятий смешанной формы собственности составляли 37% от общего объема инвестиций в российскую экономику, то в 1995 году эта доля возрастет до 60%. При этом доля собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений увеличилась до 66% в 1995 году.

Особое внимание уделяется разработке и совершенствованию нормативно-законодательной базы для развития инвестиционного рынка. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" с 1 января 1994 года предоставил ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства.

Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 года N 2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц" направлен на стимулирование инвестиционной деятельности граждан в приобретении жилых домов, дач, квартир, садовых домиков, так как средства, направленные на указанные цели, включая ссуды и кредиты банков, в пределах 500-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за год не включаются в состав совокупного облагаемого дохода.

Разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 июля 1993 года N 683 и утверждены Минэкономики России, Минфином России, Минстроем России "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбора для финансирования".

Новый подход к инвестиционной политике, предполагающий переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели и их размещению на конкурсной основе, предусмотрен Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации".

В числе других законодательных актов в инвестиционной сфере, направленных на развитие негосударственного сектора инвестирования и повышение инвестиционной активности является Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". В развитие данного Указа Правительством Российской Федерации принять постановление Правительства Российской Федерации "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности".

В условиях, когда в экономике постепенно начали складываться предпосылки для выхода из кризисного спада важно не допустить длительного периода застоя и стагнации производства и создать предпосылки для экономического роста. Это возможно путем снижения инфляции, повышения деловой активности и государственной поддержки отдельных производств, способных уже в ближайшей перспективе стать "точками роста" в депрессивной экономике м по существу являющихся "локомотивами" вывода ее из кризиса.

Активизация внебюджетных источников инвестирования

Амортизационная политика

Систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
19 августа 1994 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов", позволяют повысить роль амортизационных отчислений как одного из основных источников финансирования инвестиций. В 1995 году амортизационные отчисления составят, по имеющимся оценкам, около 53% в общем объеме финансирования инвестиций против 46% в 1994 году. Возможно для инвестиций в 1995 году расширяются благодаря переоценке основных фондов и индексации амортизационных отчислений, что определено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N 967 "об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов".

В первый год деятельности малым предприятиям для стимулирования обновления парка оборудования предоставлено право, наряду с применением механизма ускоренной амортизации, списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со срокам службы свыше трех лет, что будет способствовать быстрому возврату вложенного капитала и высвобождению дополнительных средств для последующих инвестиций.

Осуществление новой амортизационной политики создает реальные предпосылки для значительного увеличения объемов амортизационных отчислений в народном хозяйстве. По расчетам к прогнозу на 1995 год общий объем этих ресурсов составит порядка 165 трлн. руб., что делает амортизацию основным источником финансирования предприятиями инвестиционных программ. Однако, реальный эффект от гибкой амортизационной политики может быть получен лишь в случае использования названных средств строго на инвестиционные нужды, но не на цели текущей хозяйственной деятельности. Подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации "Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики", определяющий порядок целевого использования амортизационных средств.


Привлечение сбережений населения и развитие фондового рынка

В превращении сбережений населения в инвестиции решающая роль принадлежит рынку ценных бумаг. Особое значение имеет механизм привлечения свободных средств населения для финансирования жилищного строительства, который определен Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов". В 1994 году во многих городах России начался выпуск жилищных сертификатов, жилищных облигаций и векселей. В 1995 году объем средств, полученных от продажи такого рода ценных бумаг и вложенных в строительство жилья, составит порядка 4-5 трлн. руб. Общий объем средств населения, направленных на индивидуальное жилищное строительство, оценивается на уровне 10-11 трлн. руб.

По мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства следует ожидать динамичного развития этого сектора рынка.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от
8 февраля 1993 г. N 107 в России для финансирования бюджетного дефицита были выпущены в обращение государственные краткосрочные облигации (далее - ГКО). Рынок ГКО (стартовав в мае 1993 года) стал пока основным направлением рынка ценных бумаг, по принципам своей организации соответствующим мировому уровню, и уже к концу года уверенно занял значительный сектор российского рынка ценных бумаг.

За 1994 год оборот по продаже всех видов фондовых ценностей на биржевом фондовом рынке составил 29 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 10 раз. Основное место в общем обороте занимают ценные бумаги - 96% или 27,7 трлн. руб., из которых облигации органов государственной власти и управления составляют около 90%, из них ГКО - порядка 70%.

В 1994 году за счет выпуска ГКО фактически было покрыто 8% дефицита федерального бюджета. Суммарный оборот ГКО на вторичном рынке ценных бумаг составил 17,4 трлн. руб.

По проектировкам Минфина России на 1995 год намечалось увеличить размер чистого привлечения средств по ГКО почти в 2 раза.

В сентябре 1994 года на рынке появились казначейские обязательства Минфина России для расчетов по текущей задолженности федерального бюджета перед предприятиями и отраслями: например, АО "Росуголь", строительство метрополитена в гг. Москве и Санкт-Петербурге, телерадиокомпании, предприятий оборонного комплекса и ряда других.

В 1994 году объем сделок с приватизационными чеками составил порядка 9% от общего оборота ценных бумаг, продажа акций коммерческих банков и приватизированных предприятий на этом рынке составила всего 1% от общего оборота ценных бумаг.

Начиная с 1995 года, в связи с развитием вторичного рынка ценных бумаг появилась возможность формирования акционерного капитала, который должен стать важным источником инвестиционных ресурсов в последующие годы. В 1995 году от вторичной эмиссии ценных бумаг ожидается в качестве инвестиций порядка 5 трлн. руб. или на уровне 10% от общего оборота операций на фондовом рынке.

Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг связано с созданием согласно Указу Президента РФ от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ" Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, которая будет лицензировать все виды деятельности на этом рынке, регистрировать фондовые биржи, определять стандарты деятельности инвестиционных фондов, устанавливать стандарты эмиссий и обязательные требования к публичному размещению ценных бумаг, котированию и лизингу.

Достойной альтернативой уже известным и зарекомендовавшим себя на фондовом рынке акциям предприятий базовых отраслей ("ЛУКойл", РАО "ЕЭС России", АО "Иркутскэнерго" и другие) могут стать акции второй волны приватизации. Инвестиционный интерес представляют акции АО "Внуковские авиалинии". Особый интерес для зарубежных инвесторов могут представлять акции АО "Дальневосточное морское пароходство", "Балтийское морское пароходство", "Морской торговый порт" (Санкт-Петербург), "Новосибирский морской порт".

Можно прогнозировать рост курсовой стоимости акций за счет предстоящей приватизации земельных участков.
Развитие инвестирования в жилищное строительство. Последовательно проводится курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства: государственного, муниципального, частного; создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования, в том числе средств для развития кооперативного и индивидуального жилищного строительства.

Предусматривается четкое разграничение функций по финансированию жилищного строительства за счет средств федерального и местных бюджетов разного уровня. Из федерального бюджета выделяются средства для решения задач общегосударственного значения: строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, переселение граждан из районов Крайнего Севера, участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии, а также строительство отдельных крупных объектов межрегионального значения.

Из местных бюджетов должно финансироваться строительство домов очередников и работников бюджетных организаций, развитие базы стройиндустрии и промышленности местных стройматериалов, коммунальное строительство.

В числе основных принципов федеральной инвестиционной политики в жилищной сфере, осуществляемой в рамках мероприятий государственной целевой программы "Жилище", - постепенный переход от прямых государственных капитальных вложений в строительство жилья к целенаправленной государственной поддержке инвестиций населения через систему субсидий и налогообложения.

Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают возможность получения налоговых и финансовых кредитных льгот предприятиям, организациям, предпринимателям, осуществляющим строительство и ремонт жилищного фонда, а также поддержку банков, предоставляющих льготные кредиты для жилищного строительства.

Гражданам при строительстве и покупке жилья предоставляется кредит под залог (в том числе недвижимости - ипотечный кредит), а также под гарантии органов власти, предприятий, организаций, общественных объединений. Нуждающимся же в улучшении жилищных условий и имеющим доход на одного члена семьи ниже установленного предела, предусматриваются безвозмездные субсидии, выдаваемые местными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями, министерствами и ведомствами, в том числе за счет инвестиций, финансируемых из федерального бюджета.

Для осуществления Федеральной целевой программы "Жилище" представительными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления могут образовываться инвестиционные фонды. Региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства предусматривается формировать за счет добровольных взносов предприятий и граждан, а также иностранных физических и юридических лиц, целевых кредитов, дивидендов, платы за услуги, оказываемые фондами. Средства фондов направляются прежде всего на строительство жилищного фонда, поддержку малоимущих групп населения, строительство объектов социальной инфраструктуры, развитие производственной базы домостроения.

Конкурсное размещение централизованных инвестиций. . В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года N 1928 "О частных инвестициях в РФ" Минэкономики РФ развернуло работу по оценке эффективности и отбору инвестиционных проектов. Рассмотрено более 600 проектов, из которых отобрано по конкурсу порядка 150 проектов. Условия конкурса состоят в следующем:

     

  • доля собственных и заемных средств (включая иностранные) частного инвестора не может быть менее 80%;
     
     
  • доля собственных средств частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах должна составлять не менее 20%;
     
     
  • срок окупаемости проектов не должен, как правило, превышать двух лет.
     
Среди коммерческих проектов победителями конкурса становятся те из них, которые при выполнении изложенных выше условий обеспечивают наивысший экономический эффект.
Утвержден Порядок конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов, определяющий этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции, права и обязанности всех участников конкурса.

Организация и проведение конкурсов возложены на Комиссию по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ. С целью максимальной открытости конкурса состав конкурсной комиссии сформирован из представителей государственных органов и коммерческих структур.

Достоверность расчетов инвесторов, выступающих в роли претендентов, относительно эффективности государственных инвестиций, повышается в результате проведения независимой экспертизы инвестиционных проектов в связи с конкурсом по размещению централизованных ресурсов.

Лизинг машин и оборудования. Вялая инвестиционная активность обостряет необходимость стимулирования спроса на машины и оборудование. Признанным средством решения этой задачи является прежде всего финансовый лизинг. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", постановлением N 633 от 28 июня 1995 года "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" утверждено "Временное положение о лизинге", определяющее предмет и объект лизинга, права и обязанности участников лизинговой сделки, формы и методы государственной поддержки создаваемых лизинговых предприятий в форме АО, главным образом, открытого типа.

Решающее значение для успеха дела будет иметь привлечение частного капитала. В связи с этим, успех в реализации заложенных в лизинг возможностей прямо зависит от тех льгот, которые будут предоставлены частным инвестором. Следует иметь в виду, что речь идет о льготах для лизинговых операций, которые не приводятся в настоящее время и не влияют на налогооблагаемую базу. В то же время, стимулирование лизинговых операций будет способствовать развитию предпринимательской деятельности и, соответственно, увеличению налоговых поступлений.

Расширение практики страхования инвестиций. В целях создания условий для привлечения капитала негосударственных инвесторов намечается создать механизмы защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков. Необходимость страхования инвестиций от некоммерческих рисков обусловлено требованием защиты отечественных и иностранных инвесторов от полной или частичной потери капитала, вкладываемого в российскую экономику, по независящим от них причинам. В странах с рыночной экономикой страхование инвестиций от некоммерческих рисков широко используется в практике инвестирования. Отсутствие в России подобной системы страхования искусственно ограничивает страховой рынок, побуждает инвесторов, прежде всего, иностранных, обращаться к зарубежным страховым компаниям, ведет к отказу потенциальных отечественных инвесторов от участия в реализации многих проектов, не защищенных от некоммерческих рисков. Страхование отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику призвано понизить риск предпринимателей до уровня, приемлемого для владельцев частного капитала.

В соответствии с предложениями российских страховых учреждений и рекомендациями международных агентств, интересы частных инвесторов, участвующих в реализации проектов, должны быть защищены от следующих некоммерческих (политических) рисков: последствий решений органов власти по ограничению прав собственности и распоряжения созданными активами и произведенной продукцией, по изменению правил бухгалтерской отчетности, изменения курса валют, перевода капитала и дивидендов через границу, арбитражной процедуры. Защитой от политических рисков является также страхование от забастовок, гражданских беспорядков, любых форм экспроприации, изменений в арбитражной процедуре и бухгалтерской отчетности, ограничений перевода капитала и дивидендов через границу, неконвертируемости российской валюты.

Новые подходы предусмотрены в представленном в настоящее время в Правительство РФ проекте постановления "О дополнительном стимулировании частных инвестиций". Предусмотрена сертификация высокоэффективных инвестиционных проектов и увязка их с размерами государственной поддержки. При этом наиболее высокоэффективные инвестиционные проекты получают сертификаты следующих категорий: проекты, не имеющие зарубежных аналогов (сертификат I категории - гарантия до 50% от стоимости проекта); проекты, обеспечивающие выпуск на экспорт продукции, отвечающей требованиям мирового рынка (II категория - 40%); проекты, обеспечивающие производством имортозамещающей продукции при более низком уровне цен (III категория - 30%); проекты, обеспечивающие производство продукции, удовлетворяющей высокий платежеспособный спрос на внутреннем рынке (IV категория - 20%).