Бизнес - кто, кроме нас?

Александр Печерский

Взятки как социальная безответственность бизнеса

Лет десять назад я смотрел фильм о предвоенной Германии, в котором режиссер искал ответ на вопрос, как Гитлеру удалось прийти к власти. Фильм – не шедевр, но эпилог я запомнил: 


«Чтобы победило зло, достаточно, чтобы хорошие люди ничего не делали»


Ситуация в России, к счастью  не так печальна, но очевидно, что последний год идет жесткая зачистка политического пространства и тотальное закручивание гаек.

На этом фоне я стал все чаще задавать себе вопрос, а что делать бизнесу в этой ситуации? Есть очевидный ответ – уехать. Но это - другая история. А что делать тем, кто, в силу разных причин - не знают, что делать за границей; здесь пожилые родители; взрослые дети или просто патриоты -  не собирается уезжать?  

У любого представителя бизнеса есть возможность проявить свою гражданскую позицию – ходить или не ходить на митинги, финансировать или не финансировать разные акции, фонды и т.д. Но, по большому счету, если ты всерьез занимаешься бизнесом, то время и возможности на все это сильно ограничены. Но личные действия сотрудников компаний – далеко не единственный, и, на мой взгляд, даже не главный рычаг, который есть у бизнеса для  влияния на ситуацию в стране.

Главный рычаг другой – это взятки. Их нужно просто переставать давать.



Почти от всех клиентов, партнеров, да и просто друзей, как только речь заходит о взятках, всегда слышишь одни и те же слова. «Эти, там, в телевизоре  - оборотни, сволочи, взяточники!». Но, в бизнесе большинство не просто пару раз давало откаты - для них взятки являются системным элементом бизнес-модели, без которого просто не выжить. 

При этом все, в теории, согласны, что коррупция  – одна из главных причин деградации политической системы, потому что позволяет сажать невиновных людей и устрашать всех от предпринимателей до рядовых граждан.

Но это – полбеды. На мой взгляд, главное в другом - давая взятку, мы не просто нарушаем закон – мы разлагаем среду:


  • Конкурсы выигрывают не лучшие и эффективные, а те, кто больше даст
  • Взятка извращает отношения в бизнесе – тот, кто взял, не просто живет не по средствам, он не может нормально выполнять свои функции, потому что перестает быть ответственным заказчиком
  • Не меньше взятка развращает и того, кто дает – зачем инвестировать в качество, если откат гарантирует тебе стабильные продажи?
  • Во многих компаниях откатами занимаются первые лица. Подчиненные все понимают – и со временем тоже начинают брать или давать.

Все это – довольно очевидные вещи. Почему ситуация не меняется?

Основной аргумент всегда один – если мы перестанем давать откаты,  мы закроемся!  А я думаю, что это – не так.

Вот, пример. Один мой знакомый чиновник, который не чурается взяток, решил для эксперимента полгода не просить у подрядчиков ни рубля и не брать ни копейки, соответственно. У него не получилось! Все подрядчики, которых он уже выбрал, и ничего не просил, все равно активно предлагали ему откат - да так, что сложно было устоять J

Какой отсюда вывод? Мы сильно преувеличиваем роль взяток  - мы сами к ним заранее готовы. Это и надо менять: начинать не с абстрактных чиновников, а с себя.

Среди наших клиентов немало компаний, ведущих бизнес честно и порядочно. В большинстве своем, это - успешные компании, лидеры в своих отраслях. Я уверен: это – причина, а не следствие. Если ты не даешь взяток, ты фокусируешься на эффективном бизнесе, а не на том, куда занести.

Остается последний вопрос – зачем все это бизнесу? Зачем напрягаться, если и так все неплохо в бизнесе? На мой взгляд, это – ответственность бизнеса перед обществом. Если хотите, это и есть патриотизм. Предприниматели – наиболее динамичный и креативный слой общества. Кто, кроме нас?