Импортозамещение — из первых уст

Интервью с Ярославом Ивановым, председателем совета директоров КЭАЗ

На фоне активно лоббируемой правительством темы импортозамещения, мы публикуем интервью с Ярославом Ивановым, председателем совета директоров Курского Электроаппаратного Завода, одного из крупнейших российских производителей электротехнических изделий.

Насколько критично для проектов импортозамещения успеть воспользоваться эффектом от девальвации рубля? Какие основные проблемы при реализации этих проектов? Что играет ключевую роль в выборе конкретного изделия под проект импортозамещения? На эти и другие вопросы, Ярослав ответил в нашем интервью.

Реализуете ли вы в настоящее время проекты импортозамещения? По каким изделиям?

Для взаимопонимания, сначала предлагаю определиться с тем, что мы будем понимать под термином «импортозамещение» обсуждая эту тему. Этот термин,  в общепринятом применении, как я понимаю, означает –  потребитель покупал раньше прибор, продукт, станок, которые импортировались Россию, а теперь на тренде объявленного импортозамещения, предполагается, что есть экономический или иной смысл произвести конкурентный аналог в России за девальвированные рубли и предложить потребителю по более конкурентной цене.

Если понимать это так, то КЭАЗ всегда работал над предложением своим потребителям продукции, являющейся аналогами импортных изделий. Мы разрабатывали, разрабатываем и ставим на производства низковольтные автоматические выключатели до 6300 Ампер по технико-коммерческим показателям не уступающие импортным аналогам.

Из какого ценового сегмента вы вытесняете зарубежных конкурентов?

Последние 5 лет, наши новые продукты были для потребителей, которые готовы покупать аналог импорта по справедливой цене: то есть, мы вытесняли западные бренды. После девальвации рубля многие наши продукты по цене стали еще более конкурентоспособны и могут вытеснять продукты, привезенные из КНР под российскими торговыми марками.

Однако стоит отметить, что «импортозаместить» изделие - это одна задача и более низкого уровня, другая задача «импортозаместить» лояльность, даже точнее привычку российских покупателей, включая потребителей расходующих бюджетные средства, созданную маркетинговой активностью и сервисом зарубежных конкурентов.

Что играет ключевую роль при выборе вами конкретного изделия для импортозамещения: размер рынка, запросы клиентов, что-то еще?

Для нас это необходимость представлять потребителю комплексное предложение, затем технологическая возможность и экономическая целесообразность. Конечно, мы учитываем емкость рынка, но мы прошли более половины пути для предложения российскому потребителю адекватных аналогов импорта и сначала ставили на производство самую востребованную продукцию, теперь наша цель - сделать ассортимент сбалансированным.

По вашему опыту, сколько времени уходит от идеи до запуска проекта импортозамещения, а также на его окупаемость?

КЭАЗ достиг цикла от идеи до постановки на производство единичного изделия в 18-20 месяцев. Но тут проблема  в другом: если потребитель и готов «импортозаместить» свой спрос, то ему нужно сразу всю линейку продуктов, плюс сервис, плюс программное обеспечение, плюс гарантии надежности.  Такое «импортозамещение», думаю, может занимать десятилетия целеустремленной, отмечу это слово, системной совместной работы с государством.

Каким образом в текущей ситуации вы решаете вопрос финансирования проектов импортозамещение?

КЭАЗ в течении 10 лет финансирует свои разработки из операционной прибыли. Узким местом в освоении изделий и технических решений у нас является не финансирование, а наличие компетентных и опытных конструкторов и технологов. Я лично верю в то, что если Ваш бизнес «здоров» с точки зрения операционной эффективности, у Вас нет желания «продать бизнес» банкам за кредиты, то финансирование для реальных проектов не самый большой барьер в нашей действительности.

Как вы оцениваете ситуацию с господдержкой проектов импортозамещения? На компенсацию какого % затрат проекта импортозамещения можно ориентироваться?

Мы начали обращать внимание на возможности господдержки, начиная с конца 2013 года. В 2014 году мы потратили некоторое время и силы, чтобы понять, как можно такую господдержку получить. По моим ощущениям, конкуренция за ресурсы государства не ниже чем конкуренция на нашем рынке за клиента. Побеждают в этой борьбе, по крайней по нашей тематике, компании, которые умеют такие ресурсы получать, не всегда имея компетенции для реальной реализации проекта. Видно, что есть недоработки и в системности при подходах формирования государством программ и их содержания: в части того что импортозамещать и как.

Каковы основные проблемы, возникающие при реализации проекта импортозамещения? За счет чего вам удается их преодолевать?

Прежде всего, отсутствие технологических компетенций и развитой инфраструктуры производственной кооперации кластерного типа.  В Китае, в провинции, где сосредоточен электротехнический кластер, нужно только иметь идею и клиента. Сам продукт или детали на него, услуги по какой-либо редкой технологии ты получишь прямо рядом, у порядка 2000 компаний, которые специализируются на данной тематике. Эти проблемы преодолеваем упорным трудом, ошибками, сотрудничеством с европейскими и китайскими компаниями, частичным освоением критичных технологий у себя.

По вашему мнению, насколько критично для новых проектов импортозамещения успеть воспользоваться эффектом девальвации рубля?

К сожалению, в нашей отрасли циклы принятия решения о замене используемой аппаратуры, особенно в отраслях с повышенными требованиями по надежности, составляют 2-3 года. За это время потребитель может привыкнуть  к новым курсам. Но мое мнение, девальвация это не единственное и не обязательное условие для создания продукции в России для потребителей, особенно использующих государственные деньги или принадлежащие государству. Это реальный государственный интерес и этим нужно заниматься системно.

Выборочный анализ ряда принятых в 2015 году региональных программ ИЗ показывает, что качественных проектов ИЗ в промышленности там не так много. А часть проектов направлена на вытеснение из региона других российских производителей. Что вы думаете по этому поводу?

К сожалении, не знаком с такими программами. Но считаю,. Что если есть идея, предприниматель  готовый ее реализовывать и цель, то программы, по моему мнению, не нужны. При наличии же программ раньше, чем есть такие люди и идеи, вероятно, могут рождаться только «предприниматели» у которых первичная идея воспользоваться этой программой, а не сделать конкурентоспособное предложение рынку.

В целом опыт импортозамещения в России за прошедшие годы был неоднозначным. Могли бы вы выделить особенности успешных в импортозамещении компаний?

К сожалению, в нашей отрасли таких примеров не много. Более всего эффект локализации производства, включая как российскими компания, так и самими зарубежными компаниями, виден в изделиях где присутствует большая доля пластмассовых деталей, а следовательно, логистика таких продуктов на большие расстояние не выгодна.

Заключение

Вы можете узнать больше, ознакомившись со статьей "5 реальных стратегий импортозамещения". В этой статье мы приводим основные стратегии импортозамещения, которые могут выбрать компании в разных отраслях и даем оценку их реалистичности.