О «чемоданных» настроениях и новых смыслах

Александр Печерский

В последнее время я стал довольно часто слышать от клиентов и просто знакомых бизнесменов вопрос «А не пора ли уехать ?». Причем тема звучит все чаще и чаще, от совершенно разного типа людей – от собственников до менеджеров среднего уровня, от сотрудников больших компаний до предпринимателей. В августе даже «Секрет фирмы» сделал главной темой номера бизнес-эмиграцию.

Меня этот вопрос очень сильно волнует, прежде всего, потому, что разговоры эти исходят не от каких-нибудь там лузеров, а от весьма успешных представителей бизнеса, которые, безусловно, являются лучшими представителями нашего общества. Что же движет? Почему успешные, на первый взгляд, люди, находясь в расцвете сил (30-50), хотят уехать из нашей страны?

Есть стандартные аргументы: правовой беспредел, коррупция,  неуверенность в завтрашнем дне и т.д. и т.п.  Согласен: здесь все - очевидно, спорить не о чем. Но, есть одно «НО»: Все эти факторы в большей или меньшей степени сопутствовали бизнесу в России последние 20 лет, а чемоданных настроений было на порядки меньше.  Поэтому я думаю, что, ухудшение политической ситуации и госбеспредел, - это лишь одна сторона медали, и даже не главная. 

Мне кажется, что основная причина – болезненный процесс поиска новых смыслов в условиях резко изменившейся среды. Что происходит последние два года после кризиса? Рынки изменились раз и навсегда – прибыли резко упали, темпы роста почти нулевые, конкуренция на порядок возросла.  В такой ситуации, особенно, если ты уже в целом заработал и обеспечил себе безбедное будущее , невольно возникают вопросы: а зачем мне все это? «Может лучше уехать туда, где чисто, красиво и спокойно и получать стабильно свои 4% годовых? 

Звучит очень даже логично, особенно если посмотреть телевизор или послушать «Эхо Москвы». Но у меня сразу возникает вопрос: А что Вы там будете дальше делать?

Рассмотрим базовые варианты. Инвестировать в респектабельный бизнес и получать дивиденды? В сорок лет разводить коз в тихой сельской деревушке в уютном уголке Франции? Звучит красиво, но, думаю, многие быстро сойдут с ума или просто сопьются! Начать там бизнес с нуля или найти очень хорошую интересную работу? Выглядит интересно, но шансы на успех крайне невелики.

Действительно, этап развития бизнеса сегодня крайне непростой. Думаю, что сейчас своего рода рубеж для всех частных российских компаний: двигаться дальше или….? Поиск себя, переосмысление своего бизнеса, компании, ее места в частной жизни – это крайне сложный вопрос!
Но это не значит, что его надо избегать или подменять сменой гражданства!

Пришла пора переосмыслить свои личные цели, свою миссию, миссию своего бизнеса, его место в России и в мире. Вызовы времени налицо – нужно найти верный ответ.

Надо ловить копейки и бороться за издержки – прекрасная проверка истинного качества управления менеджмента в компании, это уже тест - на эффективность, а не расчет на удачу и рост рынка.

Скучно заниматься эффективностью? – Можно искать  новые ниши, создавать действительно новые продукты; строить передовые заводы и бизнес-модели. Мы научились отлично переносить западные бизнес-модели, пора создавать новые. 

Больше некуда расти в России?  Можно пробовать экспорт, пытаться доказать себе и другим, что мы можем побиться с «врагом» на его территории и конкурировать глобально.

А если все-таки бизнес надоел, и среда достала всерьез и надолго? – Может быть, стоит попробовать менять среду.  У  многих успешных людей преобладает потребительское отношение  к России как источнику дохода,  как к высокорисковому, но очень доходному активу. Поэтому мы инвестируем за рубеж, отправляем туда учиться детей, легко себе объясняем, почему не надо платить налоги, в чем виновато государство и т.д. 

Но вряд ли так может продолжаться долго. Остается – либо действительно уехать, либо менять отношение.  И тогда могут появиться новые цели и смыслы. Почему не может быть личной миссией успешных бизнесменов или менеджеров создание новой принципиально иной бизнес-среды для своих детей и будущих поколений?  Разве может это сделать кто-то другой? В конце концов, если бизнес уже невмоготу,  можно заняться политикой, социальными проектами и много чем другим.

Для меня важно в этой дискуссии осознавать, что вдохновляющие примеры у нас есть. Всем, кого волнуют «чемоданные настроения», рекомендую прочитать Письмо №67 Евгения Демина (http://splat.ru/pisma1.html), директора компании «Сплат» , лидера рынка зубной косметики  Лучше не скажешь! Спасибо Евгению, надеюсь, Вас он тоже вдохновит!