Онлайн стратегии для оффлайн компаний: еще рано или уже поздно

Александр Печерский

Мы недавно изучали глобальные тренды в книжном ритейле. И везде, от Японии до США, Амазон растет как на дрожжах, а традиционные игроки стагнируют и терпят убытки.  

Сегодня вряд ли можно найти человека в бизнесе, который так или не иначе не затронут интернет-революцией. С другой стороны, пока в России, да и во всем мире, подавляющая часть экономики приходится на компании традиционных отраслей.

Казалось бы, все руководители  должны постоянно думать о том, не появится ли завтра на их рынке «Амазон». Но, как это ни странно, большинство традиционных оффлайновых компаний этот вопрос пока сильно не беспокоит. Один наш клиент из сетевого непродуктового ритейла высказался так: «Я скорее буду торговать мясом, чем займусь онлайн-ритейлом»...

Похожее отношение разделяют многие представители традиционных отраслей экономики. Одни в целом относятся с большим скептицизмом к онлайну. Мол, «видели мы все ваши мыльные пузыри и дот-комы уже в 90-х!», «нет там никакого бизнеса», «а Групон и Фэйсбук –дутые компании, упадут скоро еще глубже». 

Есть другая категория предпринимателей, которые не столь скептичны, но переживать, по их мнению, тоже не о чем. Они просто считают, что это – совершенно разные бизнес-пространства с разными подходами и бизнес-моделями: онлайновые игроки будут успешны на своем поле, а мы, оффлайновые, будем спокойно зарабатывать на нашей поляне.

Мне кажется, что задуматься все-таки стоит -  и прямо сейчас!  Раньше или позже, критическая масса изменений, порожденных электронной революцией, приведет к смене бизнес-моделей в большинстве отраслей.  Пока, почти у всех все еще есть возможность даже на два вопроса: 

  • Про угрозы: как изменится устройство отрасли, и как это скажется на нас?
  • Про возможности: можем ли мы сделать скачок, создав новую бизнес-модель?
Самый простой способов подступиться к этой нетривиальной задачке:  пошагово проанализировать каждый этап цепочки создания стоимости и набросать карту изменений. Затем творчески осмыслить с командой лучших людей и попытаться смоделировать, что будет дальше. 


Даже если тщательный анализ покажет, что ничего стратегически не изменится, а все изменения касаются отдельных элементов бизнес-модели, важно помнить о переходе количественных изменений в качественные. Когда ты можешь, не выходя из дома, привлечь в разработчиков Бангалора, по скайпу контролировать производство на площадке поставщика в Китае, использовать удаленных сотрудников для производства на дому, и таргетировать рекламу с учетом микрорайона, наличия собаки и вероисповедания для каждого отдельного покупателя, все вместе может-таки потянуть на новую бизнес-модель!


Перейти к услуге «Разработка стратегии компании»