Санкции на рынке продовольствия: возможности для российских компаний

Дмитрий Сироткин, ИКФ "АЛЬТ"

В этой статье мы собрали наиболее жизнеспособные идеи для бизнеса, попавшего под продовольственные санкции.

Что у нас хорошо получается, так это форс-мажоры. Игроки российского продовольственного рынка надолго запомнят этот август.

Текущие проблемы ритейлеров, дистрибуторов, рестораторов, ряда  западных производителей в России достаточно понятны. Незначительной части игроков продовольственного рынка придется свернуть бизнес в его нынешнем виде. Но в целом  ввод ограничений на ввоз продуктов из санкционного списка окажет ситуативное влияние на бизнес, для одних игроков  – отрицательное (потери из-за переключения на новых поставщиков), для других – положительное (увеличение доли рынка, рост цен на продукцию). Причем  можно не сомневаться, что в ближайшие месяцы наши бизнесмены постараются извлечь максимум выгоды из этой истории. Тут их учить нечему.

Идеи развития бизнеса «бизнеса на санкциях»

Однако давайте попробуем заглянуть немножко дальше и оценить, какие идеи развития «бизнеса на санкциях» наиболее жизнеспособны. Мы отобрали 4 таких идеи:

1. Импортозамещение: сельхозпродукция  
2. Импортозамещение: готовая продукция 
3. Производство западного бренда из несанкционного сырья 
4. Кооперация с производителем  продукции из санкционного сырья в Белоруссии или Казахстане

По мнению Артема Белова, исполнительного директора Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО, новая ситуация на продовольственном рынке создает стимулы для перехода к новому этапу реализации программы импортозамещения сельскохозяйственной продукции в ближайшие 5-7 лет.

«За последние 7 лет в России удалось достигнуть значительных результатов по программе импортозамещения. Однако сейчас бизнес будет инвестировать в новые проекты только в том случае, если будет уверен, что благоприятная ситуация на российском рынке продлится в течение не одного года действия санкций, а значительно дольше. Поэтому государство должно определиться, готово ли оно создать системные предпосылки для нового существенного увеличения объема выпуска сельхозпродукции и продовольствия в России».   

В целом по рынку основной потенциал импортозамещения в текущей ситуации Артем Белов видит в сегментах добычи и переработки рыбы.

Теперь рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.

1. Импортозамещение: сельхозпродукция

Предполагается увеличить объемы выпуска сельскохозяйственной продукции, замещающие санкционную продукцию, как правило – за счет инвестиций в новое производство.

Плюсы:  

  • Возможность занять часть высвободившегося от «санкционного» импорта рынка
  • Потенциальное улучшение экономических показателей таких проектов из-за ожидаемого роста цен на «санкционную» продукцию
  • Планы Правительства РФ выделить дополнительные финансовые ресурсы для субсидирования инвестиций в сельхозпроекты

Минусы:

  • Риск быстрого замещения запрещенных объемов импорта поставками из стран, не подпадающих под российские санкции.  По сути, ситуация тогда почти не изменится.
  • Риск возвращения запрещенного импорта через год, если российские санкции будут отменены. Понятно, что инвестиции в производство могут тогда оказаться неэффективными.
  • Риски увеличения налоговой нагрузки на производителей в ближайшие годы, что может негативно повлиять на экономические показатели инвестиционных проектов.
  • Длительный срок реализации проектов по молоку, мясу, птице и рыбе - обычно несколько лет. Менее продолжительные проекты по овощам и фруктам сопряжены с острой проблемой складирования продукции.

Таким образом, данный вариант связан с серьезными рисками и скорее подходит действующим сельхозпроизводителям, которые понимают рынок и имеют большие возможности сбыта дополнительного объема продукции в случае реализации негативного сценария развития рынка.

2. Импортозамещение: готовая продукция

Этот вариант ориентирован на замещение российскими производителями таких «санкционных» продуктов как сыр, йогурт или колбаса.

Плюсы:

  • Возможность занять часть высвободившегося от «санкционного» импорта рынка
  • Потенциальное улучшение экономических показателей таких проектов из-за ожидаемого роста цен на «санкционную» продукцию
  • Возможность освоить ассортимент более маржинальных продуктов

Минусы:

  • Риск быстрого замещения запрещенных объемов импорта поставками из стран, не подпадающих под российские санкции.  По сути, ситуация тогда почти не изменится.
  • Риск возвращения запрещенного импорта через год, если российские санкции будут отменены. Понятно, что инвестиции в производство могут тогда оказаться неэффективными.
  • Риски увеличения налоговой нагрузки на производителей в ближайшие годы, что может негативно повлиять на экономические показатели инвестиционных проектов.
  • Риск незначительного спроса на российские заменители оригинальных западных продуктов (недоверие потребителей)

В целом, данный вариант также несет с собой значительные риски. Порекомендовать его можно в основном российским производителям с хорошей репутацией у потребителей, оснащенным современным оборудованием и имеющих сильную команду разработчиков новых продуктов.

3. Производство продукции под западным брендом из несанкционного сырья

В первую очередь речь идет о брендах, которые уходят с российского рынка в связи с введенными ограничениями, например,  таких как  бренд «Сваля».

Плюсы:

  • Данный бренд уже имеет свою долю российского рынка и лояльных покупателей
  • Западный партнер окажет экспертную поддержку в освоении производства продукции под своим брендом

Минусы:

  • На многих предприятиях сложно обеспечить требуемый уровень качества сырья и производства
  • Прибыль придется делить на двоих, возможны конфликты между партнерами

Данный вариант также в первую очередь может быть интересен прогрессивным производителям, желательно уже имеющим опыт работы с западными партнерами.  В качестве примера можно привести начавшиеся после введения санкций переговоры финской компании «Valio» с компанией «Галактика» из Ленобласти о расширении выпуска молочной продукции под брендом Valio.



4. Кооперация с производителем  продукции из санкционного сырья в Белоруссии или Казахстане

Этот вариант является несколько авантюристическим, хотя и явно привлекательным. Вариант основывается на текущей ситуации, когда предприятия Белоруссии и Казахстана имеют законную возможность производить и поставлять в Россию в рамках Таможенного союза готовую продукцию, произведенную из санкционного сырья.  Соответственно, вариант для российской компании состоит в кооперации с таким производителем.

Плюсы:

  • В сложившейся ситуации российских санкций и так дешевое сырье (в первую очередь европейское) становится еще дешевле, что обеспечивает высокую рентабельность продаж готовой продукции в России
  • Возможность задействовать свою «просевшую» систему дистрибуции в России или связи с зарубежными поставщиками сырья
  • Не требуется сколько-нибудь серьезных инвестиций

Минусы:

  • Риски ужесточения санкций, что сделает данную схему незаконной
  • Сложность нахождения надежного партнера и баланса интересов с ним
Данный вариант наиболее перспективен для дистрибуторов, работавших в основном с санкционной продукцией, и заинтересованных в эффективном задействовании своих каналов сбыта.

В целом, наиболее перспективными для бизнеса видятся различные варианты кооперации, когда удачно совмещаются интересы и возможности разных сторон, актуализировавшиеся в нынешней ситуации.

Хотя понятно, что наибольший выигрыш могут получить те российские компании, которые первыми воспользуются возможностями, появившимися в связи с санкциями, тем не менее, советуем подождать 2-3 месяца до принятия инвестиционных решений. За это время ситуация на рынке стабилизируется, и можно будет более взвешенно оценить маркетинговые и экономические перспективы таких проектов.