Куда дует ветер - тренды в экономике

Марина Репина, Александр Жарёхин, ИКФ "АЛЬТ"

Мы постарались выделить наиболее существенные аспекты и тренды, которые будут оказывать влияние на бизнес в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и, возможно, станут причиной пересмотра стратегических приоритетов компаний.


По прогнозам экономистов, которые чуть ли не ежедневно пересматриваются в сторону понижения, рост ВВП в 2014 году будет колебаться на уровне погрешности. Война санкций негативно отразится на инвестициях и темпах экономического роста, но гораздо важнее то, что вектор развития РФ, вероятно, сменится независимо от этого. 

Снижение доступности финансовых ресурсов

Инвестиционный климат в РФ, несмотря на многочисленные заявления, был не слишком благоприятным и до введения санкций, что подтверждается сильным оттоком капитала в 2012-2013 годах (54 и 61 млрд. долларов по данным Банка России). Теперь, после введения санкций и рождения нового громкого «дела Евтушенкова», можно ожидать, что подавляющая часть западного капитала так или иначе покинет страну. На фоне объявления курса на улучшение климата и деофшоризацию экономики появление такого резонансного дела выглядит крайне странно.

Можно констатировать, что в сложившейся ситуации даже не попавшим под санкции компаниям будет сложно привлечь западное финансирование. Формально санкции введены в отношении отдельных организаций, но вес этих компаний в экономике огромен. Кроме того, санкции означают увеличение страновых рисков для всех заемщиков из РФ. Следовательно, иностранные банкиры – не только американские или европейские, но и азиатские – будут вынуждены либо отказаться работать с российскими клиентами, либо поднять для них ставки по кредитам.

Это означает, что придется искать варианты в России. А здесь в качестве ключевого ограничения выступают российские институты, которые поддерживают высокие процентные ставки (в то время как все ведущие центробанки снизили их почти до 0%, в РФ ключевая ставка – 8%). Кроме того, деятельность ЦБ по «наведению порядка» в банковской сфере привела к ликвидации более  50 банков и к значительному уменьшению фонда АСВ. Это определенно добавило неустойчивости банковскому сектору. Как следствие, мелкие банки почти перестали выдавать кредиты, боясь попасть в «немилость», а крупные повысили свои ставки. Банкиры перестали доверять даже друг другу – ставки МБК значительно выросли с начала года.

Таким образом, число альтернативных вариантов привлечения финансирования для бизнеса снижается, а у основного источника (госбанков) стоимость финансовых ресурсов растёт, и позитивных изменений пока не предвидится. Бизнесу необходимо активно учитывать это при планировании инвестиционных программ и определении структуры их финансирования.

Сжатие рынков сбыта

Основным фактором роста экономики в последние годы наряду с высокими ценами на нефть был рост потребительского спроса. Темпы роста потребительского спроса начали замедляться еще в 2013 г. - 4% против 6,5% за 2012 и почти такая же цифра за 2011. Однако вряд ли кто-то мог предположить, что по итогам первого полугодия темп прироста составит всего лишь 0,5%, тем более, что в этот период влияние санкций было еще минимальным.

Раньше рост спроса подпитывал бум потребительского кредитования, но сейчас спрос скорее становится источником беспокойства – эксперты Высшей школы экономики отмечают, что 58% россиян считают свои кредиты «тяжелым бременем». С одной стороны, россиянам еще далеко до европейского уровня закредитованности, с другой – при гораздо более высоких средних ставках кредитования в России дальнейшее наращивание кредитов уже не может идти прежними темпами.

Ускорение оттока инвестиций и снижение доверия к российской экономике приводят к ослаблению рубля и, как следствие, росту цен на большинство товаров. Дополнительно ускоряет инфляцию продовольственное эмбарго. Обсуждаемое в правительстве повышение налогов тоже скажется на конечных ценах. И все бы ничего, если бы это сопровождалось ростом доходов населения хотя бы в пределах инфляции, однако, этого не предвидится.

Таким образом, нет значимых доводов считать, что снижение потребительского спроса прекратится, а это означает, что начнут сжиматься рынки сбыта в большинстве отраслей.

Поддержка отечественного производителя и импортозамещение

Еще до официального введения санкций правительство задумалось о том, что в условиях снижения темпов роста экономики импортозамещение должно стать приоритетом – Минпромторгу было поручено разработать специальную программу, чтобы «вернуть рынок национальным производителям». Облегчение решения этой задачи видится чуть ли не единственным плюсом санкционной войны.

Если программа будет принята, госзакупки импортных товаров ограничат 20 процентами. Привлекательность такого решения для отечественных производителей очевидна – она оценивается в 20 триллионов рублей. А с учетом того, что роль государства в экономике все возрастает, цифра может быть еще значительнее. Для компаний, которые находятся в России, увеличение объема госзакупок без конкуренции с фирмами-импортерами может стать ключевым драйвером роста, полностью нивелировав эффект снижения потребительского спроса.

Рост патриотизма

Присоединение Крыма и результаты Олимпиады в Сочи позитивно отразились на настроении граждан, вызвав рост поддержки власти и гордости за свою страну. Социологи даже умудрились измерить уровень патриотических настроений – по оценкам, он вырос в полтора раза. В этой связи для B2C компаний открывается прекрасная возможность использовать этот фактор, чтобы начать производить, позиционировать и продавать больше товаров отечественного производства.

Изменение вектора сотрудничества

Вызванные ситуацией вокруг Украины экономические санкции пока не могут существенно повлиять на российский бизнес в целом, но отдельные компании уже прочувствовали изменение отношения на себе: многие проекты были приостановлены и заморожены, были потеряны деньги и время. Как бы ни развивались события дальше, можно быть уверенными в том, что вернуть прежний уровень взаимоотношений будет крайне сложно. В этой связи в выигрыше останутся компании из тех стран, которые санкции не вводили. И чем дольше продлится санкционная война, тем больше российские компании будут стремиться искать партнеров не на Западе, а на Востоке.

Государственные инвестиции

В конце 2013 г. для стимулирования экономического роста было принято решение впервые «по-крупному» распечатать ФНБ (3 трлн. руб.) и направить до 60% его средств на реализацию инфраструктурных проектов. Причем за этими средствами уже выстроилась очередь из государственных компаний.

А с учетом складывающейся геополитической картины, оттока инвестиций, необходимости дальнейшего развития импортозамещения и поддержки попавших под санкции предприятий, правительство будет вынуждено увеличивать инвестиции в отечественную экономику – как за счет ФНБ и целевых программ, так и путем выделения средств госкомпаниям.

Понятно, что напрямую средний бизнес сможет получить государственное финансирование только после строгого отбора федеральных целевых программ (ФЦП). Однако даже с учетом этого эффект от госинвестиций можно сравнить с программой количественного смягчения ФРС США: выделяемые средства будут постепенно растекаться по кровеносной системе экономики – от приближенных к власти крупных артерий к более мелким сосудам. Это позволит хотя бы отчасти компенсировать снижение доступности финансирования и поможет стимулировать бизнес в целом.