WTO. Последствия

Дмитрий Кириллин

Вступление России в ВТО в 2012 году породило множество споров о последствиях данного решения. Какова же реальная ситуация в отечественной экономике?

Вступление России в ВТО в августе 2012 года стало логичным завершением рекордно длинных переговоров, длившихся 19 лет. Крупнейшая европейская (в 2012 году обошла Германию по ВВП по паритету покупательской способности в текущих ценах) и богатейшая среди стран БРИК (ВВП по паритету покупательской способности на душу населения на 50% выше бразильского и вдвое выше китайского) экономика, безусловно, является привлекательным рынком для зарубежных компаний, которые не преминули усилить активность на нём. Одни эксперты ожидают долгосрочный эффект в +10% ВВП, в то время как другие предрекают спад отечественного производства, особенно существенный для продукции с высокой добавленной стоимостью.

Какова же реальная ситуация?


Последствия в целом

Оптимистов среди бизнесменов значительно меньше, чем среди экономистов. Руководители либо готовятся к худшему («Мы и наши российские конкуренты будем уничтожены этим поспешным вступлением»), либо не готовятся ни к чему («Это просто политика, не влияющая на реальность»). На наш взгляд, как переоценки, так и недооценки говорят об отсутствии реалистичной картины у представителей делового сообщества. Вступление в ВТО – не принципиально новое событие, но и не чисто демонстративный акт.

Наибольшее внимание привлекают изменения в импортных пошлинах, снизившихся в среднем с 9,5% до 7,3% на промышленные товары и с 13,2 до 10,8% на сельскохозяйственные. Изменения более заметны в отдельных сегментах, к примеру, в гражданском авиастроении, фармацевтических препаратах или мясных продуктах (см. таблицу).

Таблица 1. Некоторые категории товаров, пошлины на которые снизились существенно

Категория

Импортная пошлина до вступления в ВТО

Импортная пошлина после вступления в ВТО
(Примечание: многие изменения вступают в силу постепенно)

Комментарий

Гражданская авиация

20%

7.5%

Информационные технологии

5.5%

0%

Фармацевтические препараты

10-15%

5-6.5%

Сельскохозяйственное оборудование

15%

5-10%

Свинина

15% в пределах квоты, 75% сверх квоты

0% в пределах квоты, 65% сверх квоты

25% без квот, начиная с 2020

Вино

20%

12.5%

Пассажирские автомобили

20-25%

10-15%

Утилизационный сбор компенсирует эффект от снижения пошлин


 Однако более серьёзные изменения в торговле касаются нетарифного регулирования: 

-более широкий доступ к рынкам услуг (телекоммуникации, страхование, франчайзинг, оптовая и розничная торговля);
-частичная отмена обязательного лицензирования в некоторых секторах (лекарства, алкоголь, электроника);
-ослабление санитарных и фитосанитарных барьеров;
-ограничения в мерах поддержки отечественных производителей (субсидии, особые экономические зоны, государственные закупки);
-более строгое применение мер защиты интеллектуальной собственности.

По ожиданиям экспертов, в среднесрочной перспективе в выигрыше от вступления в ВТО окажутся металлургия (+9%) и химия/нефтехимия (+2%), в то время как проиграют целлюлозно-бумажная промышленность и деревообработка (-7%), лёгкая промышленность (-4%) и машиностроение (-3%); прямых последствий для нефтегазового добывающего сектора не ожидается. Восьмилетний переходный период призван смягчить негативные эффекты от вступления, а в долгосрочной перспективе руководство страны полагается на положительное влияние открытости и конкуренции.


Влияние на крупные экономики СНГ

Белоруссия значительно зависит от отношений с Россией (доля в торговле почти 50%), а структура экспорта в основном представлена продукцией наиболее уязвимых индустрий (машиностроение, сельское хозяйство, производство продуктов питания, лёгкая промышленность). С учётом режима свободной торговли через Таможенный Союз, Белоруссия заметно пострадает от конкуренции со странами ВТО, и это уже заметно в работе над некоторыми нашими проектами за 2013 год.

Казахстан значительно меньше зависит от российских партнёров (доля в торговле меньше 20%), поэтому для третьего участника Таможенного Союза ситуация изменится слабо.

Украина уже является участником ВТО и не испытает заметных изменений.


Важный пример: автомобилестроение

Нулевые импортные пошлины на автокомпоненты в сочетании с тридцатипроцентными пошлинами на готовые автомобили убедили почти все лидирующие бренды запустить промышленную сборку на территории России. Условия соглашений, большая часть которых закончится в 2014, довольно мягки – от 25 тысяч машин в год с уровнем локализации не менее 30%. Более того, мягкие правила подсчёта уровня локализации позволяли заниматься отвёрточной сборкой из готовых комплектов. В результате, доля зарубежных брендов в российском производстве составила в 2012 году 65% (сравните с 15% в 2005).

Незадолго до вступления в ВТО, зарубежным автопроизводителям были предложены новые соглашения на более жёстких условиях. Эти условия в общем-то не соответствуют правилам ВТО, однако в результате переговоров они стали исключением до 2020 года. Теперь бренду/альянсу требуется произвести не менее 300 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации 60% (притом правила подсчёта этого уровня стали строже), а также открыть центр разработок в России. Лишь некоторые производители (General Motors, Ford, Volkswagen, Renault-Nissan) готовы произвести здесь столько машин.

Вступление в ВТО снизило пошлину на ввоз до 25%, с плавным переходом к 15% к 2019 году, однако уже через месяц после вступления был введён утилизационный сбор на импортируемые транспортные средства, который компенсировал снижение. Евросоюз требовал отмену сбора, но Россия решила лишь распространить его на местных производителей, которые тут же получат соответствующую субсидию.

В результате, производители автомобилей зарубежных брендов вынуждены искать новых поставщиков, чтобы исполнить условия соглашений по локализации. Это будут как традиционные иностранные поставщики автокомпонентов, которым придётся открыть площадки в России, так и их отечественные конкуренты, получающие шанс на крупные заказы. Однако времени остаётся немного – в связи со вступлением в ВТО, новых соглашений о промсборке заключаться не будет, поэтому мотивация иностранных компаний открыть производство на территории страны падает.


Влияние на ваш бизнес

Незначительное упрощение доступа к зарубежным рынкам стало для некоторых наших клиентов решающим фактором для построения экспортной стратегии.

Однако вступление в ВТО – лишь одно из многих обстоятельств, влияющих на компанию. Основными факторами при принятии решений остаются размер, тренды и структура рынка. Следующие очевидные объекты для анализа – регулирование в продуктовых линейках: квоты, технические регламенты, лицензирование, субсидии, программы поддержки. Адекватный прогноз возможен лишь после выполнения аналогичного анализа также для рынков клиентов и поставщиков компании.

Изменения в регулировании могут быть значительными и неожиданными, и подчас слухи могут сказать больше, чем заявления официальных лиц. К примеру, недавно были введены антидемпинговые пошлины на микроавтобусы из Германии и Италии (23-30%), что значительно улучшает перспективы российских производителей. Подобные шаги сомнительны с точки зрения правил ВТО, однако действуют мгновенно, в то время как разбирательства могут продлиться несколько лет.

Вступление в ВТО – это не поворотное событие для России, а логичное развитие одного из крупнейших и интереснейших мировых рынков.