Энергетические компании видят необходимость активнее анализировать рынки в связи с меняющимися условиями ведения бизнеса

В результате рецессии в компаниях из отраслей Энергетики, Полезных Ископаемых и Окружающей Среды возросла потребность в маркетинговом анализе.


На волне роста озабоченности экологической ситуацией компании из отраслей Энергетики, Полезных Ископаемых и Окружающей Среды вынуждены предупреждать угрозы, исходящие от новых игроков рынка. По данным исследования «2009 Global Market Intelligence survey», большинство из них увеличит бюджеты на маркетинговый анализ между 2010 и 2011 годами, которые, впрочем, на данный момент очень малы.

В исследование «2009 Global Market Intelligence survey», проведённое Global Intelligence Alliance, вошли ответы 45 руководителей по маркетинговому анализу некоторых крупнейших мировых и региональных энергетических компаний. Вот, наиболее интересные выводы:

Новые азиатские игроки, снижение цен и переизбыток производственных мощностей меняют конкурентную ситуацию в энергетической отрасли

Целый спектр угроз может повлиять на работу компаний в ближайшие два года. Некоторые компании ожидают продолжение рецессии, наряду с переизбытком мощностей и возрастающим давлением импорта. Интересно наблюдать обеспокоенность европейских и американских компаний ростом энергетической отрасли в Китае. И эта обеспокоенность вполне обоснована - западные компании уже уступают рынок китайским.

Хороший пример этого — ветровая энергетика. Китайское правительство считает развитие технологий чистой энергии и, в частности, ветровой энергетики ключевым приоритетом. Чтобы удовлетворить потребности растущего рынка, Китай наращивает производство турбин и других компонентов. При таком ускорении роста производства Китай скоро не только удовлетворит внутренний спрос, но и подготовиться к поставкам на мировой рынок.

Энергетические компании по всему миру чувствуют, что конкуренты становятся агрессивнее и осведомлённее, и это повышает необходимость маркетингового анализа качественно нового уровня

Правительство продолжает играть важную роль в отрасли, предоставляя собой как угрозы, так и возможности 

Усиление роли государства — потенциальная угроза для энергетического сектора. В некоторых сегментах энергетического рынка компании контактируют в основном с государственными компаниями, а не с частным сектором.

В условиях экономического спада госрасходы могут быть урезаны, что может негативно сказаться на проектах в энергетической отрасли. Регулирование, рост налогов и изменения во внешней среде — изменение норм выбросов, например — воспринимаются как значимые угрозы для компаний энергетической отрасли в ближайшие два года.

С другой стороны, государственное стимулирование помогает многим энергетическим компаниям пережить экономический спад. Участие в государственных программах, например, в области энергоэффективности или возобновляемых источников энергии, является основной возможностью в энергетической отрасли. Изменение поведения потребителей, забота об экологии и государственная политика в связи с изменением климата так же окажут влияние на энергетику.

Маркетинговый анализ в компаниях сектора ведётся, но лишь на базовом уровне

Примерно 70% участвовавших в исследовании компаний занимаются маркетинговым анализом. Это достаточно высокий показатель в сравнении с другими отраслями. Однако, уровень развития маркетингового анализа невысок.

Модель «Маркетинговый анализ международного уровня», разработанная GIA выделяет пять уровней зрелости: от «Пожарников» (уровень 1, новички) до «Футуристов» (уровень 5, самые продвинутые по уровню развития маркетингового анализа компании).

Глобальное исследование показало, что большинство энергетических компаний находятся на базовом уровне 2.

Это подтверждается и слабой связью анализа с принятием управленческих 
решений. 6% рассмотренных компаний никогда не используют результаты анализа при принятии ключевых решений. В этом плане не будет большой неожиданностью, если выяснится, что процесс принятия решений в изученных компаниях не очень эффективен.

Бюджеты на маркетинговый анализ вырастут в 2010-2011 годах

В среднем, годовые бюджеты на анализ рынков в компаниях энергетического сектора составляют менее $350 тыс. Сравнение бюджетов компаний разных отраслей, представленное на графике, хотя и не учитывает разницы в размерах компаний, даёт общее представление о различиях между отраслями. Компании энергетического сектора заметно отстают от средних показателей. 

Средний размер годового бюджета на исследования рынка

Учитывая сравнительно небольшие бюджеты энергетических компаний на исследования, интересно, что в ближайшие два года большинство из них планирует увеличить объёмы инвестиций в эту сферу: 53% собираются увеличить инвестиции в маркетинговый анализ, а 16% даже планируют «значительный» рост инвестиций, при этом 37% заявляют, что инвестиции останутся на прежнем уровне. 

Рецессия влияет на деятельность компаний энергетического сектора по анализу рынков

70% респондентов заявили, что рецессия оказала положительное влияние на маркетинговый анализ: важность аналитической деятельности возросла умеренно (43%) или значительно (27%). Теперь, когда мировая экономика демонстрирует первые признаки оживления, 76% респондентов предполагают, что потребность их компаний в аналитике возрастёт, а 21% считает, что уровень исследовательской активности останется на прежнем уровне.

Аналитика будет, по всей вероятности, сфокусирована на стратегическом анализе, а также на отборе и оценке объектов для слияний и поглощений

Респонденты отметили большие перспективы в сфере слияний и поглощений, и рассчитывают, что их компании выйдут на новые географические и продуктовые рынки. Аналитические отделы в энергетических компаниях будут всё больше заниматься поиском, оценкой и рекомендацией объектов для поглощения. В целом, энергетические компании планируют уделить больше внимания анализу рынков по всему миру для поиска новых возможностей и способов повышения эффективности.

* Маркетинговый анализ — это направление деятельности, в рамках которого  организация систематически собирает, обрабатывает и анализирует информацию из внешней среды, с целью содействия принятию верных управленческих решений.