Джим Коллинз в России: российские компании на пути к выдающимся результатам

Дмитрий Сироткин, ИКФ "АЛЬТ", Санкт-Петербург

Издание "Менеджмент Сегодня" № 15, 2003

В статье дается анализ применимости идей Джима Коллинза в России. В свете идей Джима Коллинза рассматриваются задачи российских компаний в части лидерства, управленческой команды, бизнес-стратегии, бизнес-модели компании, корпоративных ценностей. Автор предлагает говорить пока о выдающихся, а не о великих, как у Коллинза, компаниях. Также автором вводится концепт стратегии пятого уровня.

Джим Коллинз в России: российские компании на пути к выдающимся результатам

Данная статья является своеобразной рефлексией автора на книгу Джима Коллинза "От хорошего к великому" - применительно к российским компаниям. И основной вопрос, который поднимается в этой связи, - создаются ли в России выдающиеся компании (Джим Коллинз употребляет термин "великие компании", но таких в России явно не видно)?  

Материал статьи во многом построен на разграничении целей создания "выдающейся компании" и "правильной компании". Рассматриваются следующие развилки целей:

  • Лидер: руководитель-"функция" или руководитель-"смысл"
  • Команда: попутчики или единомышленники?
  • Стратегия: высчитанная или выстраданная? (в этом блоке автор позволяет себе покритиковать Джима Коллинза, не обнаружившего у исследованных им выдающихся компаний отличий в реализуемой стратегии. В свою очередь, Дмитрий Сироткин предлагает концепт стратегии пятого уровня (стратегические выборы последовательны и основываются не только на рациональном понимании уникальной позиции и уникальных перспектив компании, но также и на внутренней убежденности членов топ-команды в их истинности).
  • Бизнес-модель: "уникальная" или уникальная?
  • Ценности: заявляемые или разделяемые? (основной акцент сделан на критике представления о получении прибыли как основной цели и ценности, которая обычно даже не ставится под сомнение собственниками российских компаний)

Не смотря на то, что автору явно больше по душе построение в России выдающихся компаний, в заключение он высказывает примиряющее суждение, что в России и выдающиеся, и правильные компании  являются конструктивной альтернативной "неправильным" и посредственным компаниям, пока что явно преобладающим.

Смотрите также на сайте ИКФ "АЛЬТ": Дмитрий Сироткин, Искушение менеджментом пятого уровня , и  на английском языке: Usefulness of "Hedgehogs", New Business Model and Old Business Ideology