Маркетинговое исследование рынка программного обеспечения для инвестиционного и финансового анализа

Заказчик: ООО «Исследовательско-консультационая фирма «АЛЬТ» (Санкт-Петербург-Москва)
Исполнитель: Кафедра математической экономики Московского Государственного Института Электроники и Математики.


В настоящее время не вызывает сомнений значимость задач финансового анализа и менеджмента на крупных предприятиях. Большинство крупных компаний имеют собственные аналитические отделы и дополнительно привлекают внешних консультантов для оценки инвестиционных проектов, финансового анализа и построения прогнозных моделей, не говоря уже о системном анализе при проектировании систем управленческого учета, внедрении корпоративных информационных систем. Совершенно по-другому состоит дело с изучением состояния и потребностей в решении задач финансового анализа среди предприятий малого и среднего бизнеса. Здесь информации явно недостаточно. Существует мнение, что для указанного класса предприятий задачи инвестиционного и финансового анализа вообще неактуальны.

В связи с этим возникла идея проведения комплексного исследования потребностей предприятий малого и среднего бизнеса Москвы и Московской области в области задач инвестиционного и финансового анализа, спроса на консультационные, образовательные услуги в этой области, а также спроса на аналитическое программное обеспечение. Заказчиком исследования а также автором технического задания на его проведение являлась исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», исполнителем – Кафедра математической экономики Московского Государственного Института Электроники и Математики.


1. Характеристика выборки

В маркетинговом исследовании приняло участие 145 компаний. Результаты обработки анкет размещены в электронной базе данных, включающей контактную информацию компаний. На первом этапе работы были проведены глубинные интервью с руководителями 15 компаний. Компании для проведения глубинных интервью были выбраны по принципу примерно равного представительства по размеру оборота.

Большая часть выводов, сделанных по итогам этапа глубинных интервью подтвердилась в ходе второго этапа – анкетного телефонного опроса 130 компаний.

Малые фирмы (оборот до 1 млн. долл. в год) – 80, небольшие компании – 54 (оборот от 1 до 10 млн. долл. в год) – 54, средние (оборот от 10 до 100 млн. долл. в год) – 11 компаний.



Распределение по видам бизнеса можно провести следующим образом: производственные компании – 54; торговые –39; компании сферы услуг – 44; банки, финансовые, консультационные компании – 8.



На третьей диаграмме распределение по сферам деятельности. Здесь наибольшее представительство получено в строительстве (18%), бытовой технике (17%), машиностроении (12%), и развлечении и туризме (11%).



Одной из целей исследования рынка было получение информации от лиц, наиболее компетентных в вопросах финансового анализа и планирования в рамках данной организации.

В результате респондентами стали в 38% случаев – главные бухгалтера, в 22% - директора, в 17% - финансовые директора, в 9% - руководители коммерческих отделов и отделов развития, в 14% - программисты и сотрудники финансовых отделов.



2. Анализ актуальности задач инвестиционного и финансового анализа

Анализ глубинных интервью показал, что в малых компаниях, которых большинство в выборке, аналитические задачи решаются в рамках бухгалтера или единолично директором. Рост оборота до уровня 500-600 тыс. долларов в год обычно сопровождается появлением финансового директора, а переход в группу небольших компаний при сроке жизни более 3 лет – формированием собственного финансово-планового отдела.

На следующей диаграмме видно, что 80% компаний – участников опроса признали актуальность для себя хотя бы одной задачи экономического анализа. Из 145 компаний только 27 (20%) заявили, что никакие задачи экономического анализа не являются для них актуальными. 22 из этих 27 являются компаниями малого бизнеса. При этом среди средних компаний – «не актуальных» нет.



На следующей диаграмме можно увидеть, что с ростом бизнеса от малого к среднему актуальность всех задач анализа пропорционально повышается, затем происходит как бы насыщение потребности и в среднем бизнесе сильно возрастает только интерес к внедрению систем управленческого учета.



Итак, можно смело утверждать, что финансовые аналитики необходимы большинству предприятий как среднего так и малого бизнеса.

В ходе маркетингового исследования была проверена гипотеза о том, что основной задачей для предприятий является задача финансового планирования. Данная гипотеза подтвердилась только по части сегмента.

По выборке в целом получены следующие данные:

55% компаний заявили об актуальности финансового планирования, на втором месте задача финансового анализа – 47%. Третье место занимает задача расчета инвестиционных проектов – 32%. Наиболее часто упоминаемыми аналитическими задачами также являлись: внедрение управленческого учета – 14% компаний, внедрение ERP и CRM систем – 6%.

Однако лидирующее положение задачи создания финансового плана, прежде всего, обусловлено количественным преобладанием в выборке малых фирм. Для малого бизнеса финансовое планирование актуально в 43% случаев, в то время как задачи финансового анализа только в 28%. Для небольших компаний эти две задачи оказались одинаково актуальными. У компаний среднего бизнеса лидирует задача финансового анализа предприятия.

Малые фирмы испытывают наибольшую потребность в прогнозировании финансовых потоков, поскольку стабильность денежных поступлений, отсутствие просчетов в анализе выручки и затрат является условием выживания. Кроме того, в небольшой компании формальные критерии финансового анализа и оценки наименее информативны, гораздо большее значение имеет учет личностных факторов и случайных воздействий. Еще одной причиной низкой актуальности финансового анализа для малого бизнеса является тот факт, что собственник и директор малого предприятия часто одно и то же лицо, и у него нет интереса контролировать и анализировать эффективность собственной деятельности.

Интерес к инвестициям растет по мере увеличения размера бизнеса в силу увеличения горизонта планирования, появление самого понятия инвестиционного проекта и выделение его из текущей деятельности предприятия. Однако наше исследование показывает, что интерес к инвестиционным проектам также зависит от конкретной сферы деятельности. Вероятно, интерес к новым проектам связан с текущей рыночной позицией фирмы в рамках своей отрасли.

Наибольший интерес к финансовому анализу среди видов бизнеса продемонстрировали производственные компании, это очевидно связано с наиболее сложным производственным циклом по сравнению с предприятиями торговли и сферы услуг, а также выводы и рекомендации по результатам финансового анализа наиболее действенно и оперативно могут быть применены именно для производственных предприятий, так также больше заинтересованных лиц в их результатах.



Торговые предприятия и предприятия сферы услуг резко предпочитают финансовое планирование (65%). В целом оптимистично для российской экономики выглядят данные по интересу к разработке и оценке инвестиционных проектов. Более трети предприятий производственной и торговой сферы интересуются инвестиционными проектами, среди предприятий традиционно «отстающей» сферы услуг интерес еще выше – 35%.

При анализе отраслевой структуры актуальности задач финансового анализа можно заметить, что задачи разработки финансового плана, расчета инвестиционных проектов и внедрения управленческого учета имеют в целом схожую отраслевую структуру.



Наиболее частыми сочетаниями задач является финансовый анализ и финансовое планирование для небольших и средних компаний сферы производства и торговли. Это говорит об эффективности совместных консультационных, образовательных и внедренческих проектов для таких предприятий.



3. Анализ спроса на программное обеспечение для инвестиционного и финансового анализа

Качество аналитической деятельности в компаниях малого и среднего бизнеса дает возможность оценить рассмотрение спроса на аналитическое ПО:

В настоящее время спрос на аналитическое ПО не сформирован, если под этим понимать использование подобного ПО или осознанное до начала интервью твердое намерение его купить. Из 145 компаний только 27 используют аналитическое ПО, при этом более половины из них – собственные разработки компаний. При этом наблюдается положительная зависимость между размером компаний и долей использования аналитического ПО. Среди малых фирм ПО использует только каждая седьмая фирма, среди небольших и средних – каждая четвертая. Среди видов бизнеса выделяются предприятия сферы торговли.

Среди торговых предприятий деловое ПО использует только каждая седьмая фирма. Аналогичный показатель по всем остальным видам бизнеса – одна компания из 5.

Тем не менее, можно говорить о процессе активного формирования спроса на аналитическое ПО. 83% компаний проявили общее понимание специфики делового программного обеспечения для задач финансового анализа, отличий его от бухгалтерских и юридических программ. 66 компаний из 145 (более 45%) заявили о своем интересе ознакомиться с данным ПО, признали полезность такого ПО в своей деятельности, готовность рассмотреть вопрос о покупке данного ПО. Часто интерес к ПО инициировался самим интервью. Таким образом, можно говорить о больших перспективах данного сегмента, с учетом того, что сам процесс продвижения может способствовать формированию спроса.

Интерес к приобретению ПО зависит от оборота компаний: среди малых фирм заинтересованных – 35%, небольших – 58%, средних – 33%.

Наибольший интерес к аналитическому ПО небольших фирм, связан с тем, что данные компании уже испытывают достаточно большую потребность в решении задач анализа, но при этом не имеют достаточно ресурсов для создания собственных разработок в этой области и готовы купить стандартное ПО с небольшой адаптацией под свои потребности.



Если рассматривать потенциальный спрос в разрезе видов бизнеса, то наиболее внушительные результаты получены по предприятиям торговли и сферы услуг. По сферам деятельности резко выделяется повышенный интерес к ПО среди предприятий по производству продуктов питания.



Сравнивая полученные здесь данные с результатами п. 2, можно сделать вывод, что спрос на аналитическое ПО сдерживается радом факторов. Во-первых, это малая информированность данного сегмента покупателей о предлагаемом на рынке ПО. Маркетинг компаний, занимающихся разработкой аналитического ПО ориентирован в основном на средние и крупные компании. Поэтому предлагаемые на рынке решения ни по цене ни по своему функционалу не ориентированы на малые и небольшие компании.


4. Анализ спроса на консультационные услуги и обучение в области инвестиционного и финансового анализа

В рамках нашего исследования был также рассмотрен интерес компаний к консультационным услугам в области финансового анализа, планирования, инвестиционного проектирования. Интерес к аналитическому консалтингу высказало 40% компаний, заявили о своем желании повышать квалификацию в данной области представители 42% компаний.

Из 40% компаний, заинтересованных в привлечении консультантов, только половина уже пользуются услугами консультационных фирм. Интерес к консультированию возрастает с ростом оборота фирм. Среди малых потребность в консультационных услугах испытывают 29% компаний, среди небольших – 51%, среди средних – 66%.



Среди видов бизнеса в консалтинге наиболее заинтересованы производственные компании – 45%, банковские и консалтинговые структуры – 50%. Такой повышенный интерес в данном случае можно объяснить тем, что финансовый анализ проектов и клиентов является часть производственного процесса этих компаний. Среди отраслей наибольший интерес проявили товары для дома и машиностроение.



Похожая ситуация складывается относительно намерений к повышению квалификации в области задач финансового анализа и планирования, оценки проектов. Наибольший интерес (90%) проявили представители среднего бизнеса, небольшие компании желают обучаться в 56% случаев. Существенно выделяются малые компании – 28%. Большая часть фирм малого бизнеса очевидно не имеет достаточного количества средств для привлечения консультантов и оплаты повышения квалификации.



При рассмотрении видов бизнеса существенной зависимости не обнаружено. Заметный рост интереса к консалтингу наблюдается в сфере товаров народного потребления.



5. Анализ источников информации, используемых покупателями

Приоритетным каналом получения информации об аналитическом ПО и консультационных услугах оказалась электронная почта и Интернет (55% фирм). Данная тенденция нарушается только для малых компаний, где на первом месте остаются рекомендации знакомых и партнеров. Ниже представлен рейтинг источников информации.



При этом самой технологичной группой (независимой от личных рекомендаций) оказались небольшие компании. Средние опираются на рекомендации консультантов и партнеров, малые – партнеров, знакомых прессы.



6. Заключение

В ходе исследования также проанализированы модели принятия решений о покупке ПО внутри компаний, причины по которым компании не пользуются ПО, выявлены основные требования к программному обеспечению. В половине случаев в качестве причины не использования делового ПО называется отсутствие необходимости в нем, 12% компаний указывают на недостаток информации о ПО (только 12% респондентов смогли назвать конкретные программы или производителей делового программного обеспечения для задач финансового анализа). Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о низкой степени осведомленности сегмента о деловом программном обеспечении.

По результатам глубинного интервью было выявлено 6 основных моделей принятия решений о покупке ПО внутри компаний. Анкетный опрос помог выявить количественные параметры предпочтений в моделях принятия решений. Наиболее часто (18% случаев) решение о покупке аналитического ПО единолично принимается финансовым директором или руководителем финансового отдела. Единоличное принятие решения директором встречается в 16% случаев. Третье место занимает ситуация, когда директор принимает решение по рекомендации главного бухгалтера (15%). В 9% случаев единоличное решение принимает главный бухгалтер.

Необходимо также отметить, что наиболее часто среди важных характеристик программного обеспечения называлась цена программ. Этот фактор имеет значение для 66% компаний. Однако на первое место по значимости его поставили только 22% компаний. Кроме того, важнейшим требованием является простота и надежность программ.