Интернет-технологии или новая парадигма бизнеса?

Андрей Довгалёв

Ни для кого не является секретом, что на сегодняшний день присутствие компании в Интернете является неотъемлемой составляющей нормального функционирования бизнеса. Однако большинство бизнес-собственников и менеджеров видят и используют Интернет исключительно как дополнительный канал продаж и коммуникаций с клиентами, а не как стратегический ресурс для развития бизнеса.
 

Интернет создаёт для бизнеса много дополнительных возможностей, и опыт западных компаний показывает, что в случае их неиспользования, в долгосрочной перспективе они могут превратиться в угрозы. Среди таких возможностей можно выделить:

  • Доступ к более широкой аудитории; 
  • Оптимизация цепочки создания ценности; 
  • Использование новых бизнес моделей; 
  • Аутсорсинг и автоматизация части бизнес-процессов.

Рассмотрим данные возможности поподробнее, для того, чтобы убедиться в их стратегической значимости для бизнеса.

Доступ к более широкой аудитории

В качестве примера доступа к более широкой аудитории через интернет можно привести гостиничный бизнес: с помощью таких сайтов, как booking.com, easytobook.com отели имеют возможность продавать места размещения клиентам со всего мира. 

Одним из интересных примеров применения новой модели дистрибуции продукции и доступа к существенно большей аудитории является сервис netprint.ru – компания позиционирует себя как национальный сервис цифровой фотопечати. Суть модели заключается в том, что клиент загружает цифровые фотографии через вебсайт, компания их обрабатывает, распечатывает и отправляет их на партнёрский пункт выдачи или напрямую клиенту посредством почты или курьерской службы. Таким образом, бизнес-модель netprint.ru позволила компании получить доступ к аудитории по всей России и существенно сэкономить на инвестициях в развитие сети офисов продаж.

Оптимизация цепочки создания ценности 

Одним из вариантов оптимизации цепочки создания ценности в компании является перенос закупок в онлайн, что позволяет получить доступ к широкой базе поставщиков и сделать сам процесс закупок более гибким и прозрачным. 

Среди международных b2b порталов можно выделить такие сервисы, как alibaba.com, globalsources.com – их услугами пользуются крупнейшие розничные сети, такие как Carrefour, Tesco, Metro, Tesco.

В российской практике всё большей популярностью пользуются такие сервисы, как B2B-Center, Tender.pro – компании не только сводят между собой покупателей и поставщиков, но и предоставляют целый спектр дополнительных сервисов: от расчётов железнодорожных тарифов до страховых и финансовых услуг.

Использование новых бизнес моделей

Развитие интернет технологий приводит к тому, что появляются и развиваются совершенно новые бизнес-модели. Примером является мультиканальная торговля (multichannel retail): обеспечение синергии традиционного ритейла, интернета и мобильных технологий. 

Так крупнейшая сеть товаров для детей США Toys’R’US позволяет покупателям выбрать товар через веб-сайт, а забрать в любом удобном магазине сети, также интересной «фишкой» является возможность получения информации о товаре через QR код на мобильный телефон с последующей покупкой через него или интернет-магазин компании. Таким образом, традиционные розничные торговцы получают преимущество над интернет-магазинами, так как с одной стороны обеспечивают физический контакт с товаром, а с другой – предлагают удобные для клиента способы покупки и доставки товара. 

Среди российских компаний, которые развивают «гибридные» бизнес-модели, можно выделить торговую сеть Юлмарт (продажа компьютерной техники и бытовой электроники), которая успешно развивает продажи через гипермаркеты, широкую сеть пунктов выдачи товаров, а также через интернет магазин. На текущий момент Юлмарт активно теснит рыночных старожилов - М.Видео и Эльдорадо, дополнительным подтверждением успешности бизнес-модели компании является тот факт, что в 2011 году выручка кибермаркета электроники удвоилась.  

Аутсорсинг и автоматизация части бизнес-процессов 


Одним из наиболее явных примеров аутсорсинга бизнес-функции через Интернет является перенос IT инфраструктуры в облако, что обеспечивает снижение и прозрачность затрат на её содержание. Развитие облачных технологий позволяет компаниям перенести свою IT инфраструктуру в облако полностью или воспользоваться целым комплексом услуг, которые позволяют существенно снизить издержки на IT:

  • Хранение и обработка данных в облаках как альтернатива собственным серверам
  • Использование арендуемого ПО (SaaS), которое позволяет компании более гибко управлять расходами на него
  • Предоставление сервисов для управления сложными проектами, которые предоставляют гибкие возможности для обмена информацией

В российской практике одним из немногих известных примеров переноса IT инфраструктуры в облако является опыт компании «Рольф» - одного из крупнейших автодилеров России.  

Буквально этим летом «Рольф» завершил перенос данных и приложений со своих 150 серверов в облако компании HP, развёрнутое в дата-центра в Германии. По словам представителей «Рольфа», в результате переноса компания сэкономила на инвестициях в новое оборудование (так как старое уже не соответствовало запросам компании), освободила серверные помещения под другие нужды,  избежала найма около 30% дополнительного IT-персонала, а что самое главное, переложила необходимость обслуживать сложное оборудование на плечи профессионалов из HP. Планируется, что в течение ближайших 5 лет экономический эффект от переноса IT-инфраструктуры «Рольфа» в облако составит около 50 млн. руб.

Таким образом, развитие Интернет-технологий предоставляет компаниям много возможностей для увеличения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. 

Многие руководители и собственники «традиционных» бизнесов могут возразить, что «всё это не про нас», однако печальный опыт ряда западных компаний, не пожелавших адаптироваться к интернет-реалиям, показывает, что лучше уже сегодня задать себе следующие вопросы, касающиеся стратегии компании в Интернете:

  • Какие новые модели дистрибуции продукции мы можем внедрить?
  • Как мы должны адаптировать свою бизнес-модель с учётом конкуренции со стороны онлайн игроков?
  • Какие интернет-технологии и инструменты мы можем использовать для оптимизации процессов закупки, производства и логистики?
  • Эффективность каких бизнес-функций мы можем увеличить с помощью Интернета?