Стратегии российских химических компаний: факторы успеха

Артем Белов, ИКФ "АЛЬТ"

Одной из важнейших задач российских химических компаний является создание эффективно функционирующих конкурентоспособных бизнесов. Следствием этого процесса станет повышение стоимости компаний. Какой должна быть стратегия этих компаний и какие факторы будут определять будущую стоимость компаний?


Российская и мировая химическая промышленность: тенденции и перспективы

Анализ мировых тенденций в химической промышленности показывает, что в настоящий момент российские компании, работающие в химической отрасли, имеют хороший потенциал для развития.

Ужесточение экологических норм, высокая стоимость рабочей силы и энергоресурсов в развитых странах, определяет тенденцию переноса производства продуктов базовой химии в страны с более либеральным законодательством и низкой стоимостью ресурсов, к которым относится и Россия.

Параллельно идет процесс модернизации уже существующих производств в развитых странах с переходом на более безопасные и эффективные технологии, а также специализация компаний, работающих в развитых странах, на продуктах с высокой добавленной стоимостью.

Наличие в России производственных мощностей, низкая стоимость ресурсов, наличие более или менее квалифицированного персонала, а также либеральное экологическое законодательство, создают возможности для развития в России эффективных химических компаний.


Предпосылки формулирования стратегии химических компаний

Учет страновых аспектов конкуренции на мировом химическом рынке, заставляет ведущие мировые компании корректировать свою стратегию: традиционная для химических компаний стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания и эффективным использованием внутреннего потенциала компаний.

Фактором, который определяет такое развитие событий, является усиливающаяся конкуренция со стороны производителей из Юго-Восточной Азии. В течение ближайших 3-5 лет страны Юго-Восточной Азии будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса, однако, в дальнейшем станут основными конкурентами, как мировых лидеров, так и российских компаний.


Типовые бизнес-модели химических компаний

1. Для химической отрасли не характерно развитие небольших компаний. Успешные небольшие компании (до 500 млн - 1 млрд USD) концентрируются на развитии продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эффективные компании с оборотом до 1 млрд. USD часто не имеют собственного производства продуктов базовой химии.
2. Наиболее успешны в настоящий момент компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, пластмассы и т.д.);

Пример (компании, работающие на рынке хлорной химии)

1. Концентрируясь на развитии хлорпотребляющих производств, компании позиционируют хлорную химию как центр прибыли для группы, что характеризуется:

  • Низкими вложениями в НИОКР, сконцентрированными на повышении операционной эффективности хлорного бизнеса;
  • НИОКР координируется под задачи производств с высокой добавленной стоимостью;
  • Бизнес-единицы выделяются по продуктово-технологическому принципу.

2. Концентрируясь на развития продуктов с высокой добавленной стоимостью, предприятия рассматриваются хлорный бизнес как полноценное направление развития, что характеризуется:

  • Выделением бизнес-единиц по продуктово-рыночному принципу;
  • Концентрацией на продуктах с высокой добавленной стоимостью;
  • Концентрацией на разработке новых, прорывных технологий.

Возможности и угрозы развития российской химической промышленности

Возможности

1. Значительная емкость российского рынка, динамичное развитие рынка;
2. Хорошие экспортные возможности и возможности импортозамещения;
3. Высокий барьер на вход в отрасль - высокая трудоемкость и длительный период окупаемости проектов;

Угрозы

1. Угроза ужесточения экологического законодательства;
2. Угроза ограничения экспортных поставок на традиционные рынки, например, введение пошлин на экспорт суспензионного ПВХ в Китай;
3. Угроза роста себестоимости производимой продукции: в 1,5 раза за 5 лет;
4. Угроза роста импорта в Россию продуктов хлорной химии;
5. Угроза создания в России производств с высокой добавленной стоимостью европейскими компаниями, например, создание СП Solvay - Каустик (Волгоград);
6. Изношенность основных фондов и значительный объем инвестиций, необходимых для модернизации производства.


Российская химия в поисках успешной стратегии и повышения стоимости

Успех российских компаний на рынке и их стоимость во многом будут определяться тем, какую стратегию они будут реализовывать. Опыт успешных западных компаний показывает, что в основе эффективной стратегии в современных условиях должны лежать следующие базовые принципы:

  • Изменение бизнес-модели
  • Развитие "венчурных" направлений деятельности
  • Поиск новых технологий, "создание" рынков
  • Активное использование внутренних ресурсов, в том числе нематериальных
  • Более широкое участие в цепочке создания добавленной стоимости

Фактором, который будет способствовать успешному развитию российских компаний, является интеграция компаний, что позволит более эффективно управлять активами, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек производства. Аналогичный процесс наблюдался в мировой химии на протяжении 80-90х годов. Интеграция позволит сохранить конкурентоспособность компаний в кратко- и среднесрочной перспективе по продуктам базовой химии. Будут созданы предпосылки для развития производств продуктов с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит конкурентоспособность российских компаний в долгосрочной перспективе. Развитие продуктов с высокой добавленной стоимостью позволит нивелировать эффект повышения себестоимости производства при росте стоимости ресурсов.


 

Советуем: консалтинговые проекты ИКФ "АЛЬТ" в химической отрасли и нефтегазовой отрасли, консалтинговая услуга "АЛЬТ" по стратегическим разработкам, статья о разработке стратегии развития предприятий и еще  статья Д. Сироткина,  "АЛЬТ" о ключевых факторах успеха стратегии компании