Телекоммуникации в России - стратегии роста

Джефф Крокер, ведущий консультант Technology Market Strategies

В соавторстве с консультантами Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ"

Статья освещает стратегии роста для российской телекоммуникационной отрасли.


Для анализа выделим две тенденции, направляющие развитие российского рынка телекоммуникаций:

  • Реструктуризация телекоммуникаций внутри России, которая выражается в переходе от 85 региональных к 7 крупным межрегиональным компаниям федерального уровня, для которых структуры управления, финансовый менеджмент, технологии и маркетинг имеют свои особенности.
  • Изменения телекоммуникационного бизнеса на международной арене, вызванные изменениями в используемых технологиях, предлагаемых продуктах и концепциях услуг, изменениями в бизнес-моделях и в конкурентной структуре рынка.

Международные телекоммуникационные компании проделали огромный путь в развитии своего бизнеса в отношении технологий, менеджмента, финансов и маркетинга, и трансформирующимся сегодня российским телекомам нельзя не воспользоваться возможностями, которые предоставляет изучение этого опыта. В некоторых случаях это будет означать, что новый российский рынок перепрыгнет через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных национальных и частных телекоммуникационных компаниях в 1970-1990 гг. 

В других случаях, выявится потребность в крупных целевых инвестициях в создание и развитие широкополосных сетей и цифровых сетей общего доступа. Разумеется, этого сложно достичь без стройной, высоко мотивированной и глобально ориентированной культуры менеджмента. И эта культура, в свою очередь, должна быть поддержана высокопроизводительной, подробной и, что важно, осмысленной системой финансовой отчетности и управления.

В телекоммуникационной отрасли как определения того, что такое успех, так и факторы, определяющие эту успешность, быстро эволюционируют. В контексте быстрых приливов и отливов такие старые компании, как British, France или Deutsche Telecom, могут войти в фазу спада, тем временем как компании подобные Worldcom резко вырасти до лидирующих позиций, чтобы затем с большим шумом обрушиться!

Основные тенденции, определяющие эти быстрые изменения в масштабе глобальных рынков, а также задачи, стоящие перед отраслью, включают в себя:

  • масштабное развертывание оборудования для сетей общего доступа от таких производителей как Northern Telecom, Alcatel, Ericsson, Siemens, and Mitel,
  • широкое использование частных АТС клиентами телекоммуникационных компаний,
  • развертывание сложных сетей мультиплексирования, пакетной коммутации, ISDN, использование таких новых технологий, как ADSL,
  • развитие широкополосных сетей на основе оптоволоконных сетей,
  • наводнение международного рынка дешевыми высокоемкими сетями на основе этих технологий,
  • развитие услуг с высокой добавленной стоимостью на основе проводящих биты телекоммуникационных сетей,
  • волна новых маркетинговых продуктов, например телефонные карточки с использованием смарт-карт, freecall-номера, оптовая продажа сетевой емкости, глобальный хаббинг трафика колл-сервисов и т.д.,
  • сближение телекоммуникаций и компьютера, особенно в Интернет-приложениях,
  • дальнейшее широкое распространение on-line мира,
  • возможность для компаний отрасли вытеснить банки, которые являются главными операторами многофункциональных транзакционных сетей; в этом сегменте до сих пор доминируют приложения для банкоматов и розничных кассовых терминалов, но сегодня есть движение в сторону более универсальных и, соответственно, совместно используемых приложений,
  • предстоящее сближение телевидения и телекоммуникаций, над которыми сегодня работают такие компании-пионеры как Sky, Star, Canal + и другие,
  • создание сетей с поддержкой смарт-карт, использующих шифрование с открытым ключом для идентификации пользователя,
  • смещение телекоммуникационного трафика от голоса, через данные и изображение к коммерческим транзакциям on-line,

Тенденции, характерные для внутреннего российского рынка телекоммуникаций, в первую очередь связаны с его относительной неразвитостью и отставанием от мирового телекома и включают в себя:

  • рост рынка виртуальных частных сетей для корпоративных клиентов,
  • рост рынка обработки финансовых транзакций в розничной торговле, а также необходимость возникновения процессинговых компаний в существующей цепочке добавленной стоимости,
  • 'виртуальная Россия' на корпоративном и потребительском уровнях,
  • интеграция использования фиксированной и мобильной связи,
  • развитие новых технологий в российских телекоммуникациях, таких как технологии компании Sunflower Technologies.

Перечисленные тенденции и инновации навязывают телекоммуникационным компаниям проведение серьезных изменений в существующих методах ведения бизнеса и оставляют им мало времени для создания новых подходов и предложений.

Перечисленные тенденции требуют от менеджмента российских телекомов изменения самого себя. Сегодня их менеджмент должен быть:

  • чрезвычайно подвижными и хорошо информированным,
  • способным принимать и реализовывать ответственные решения, основанные на тщательном диагностическом анализе технологической и продуктовой эволюции рынка,
  • иметь доступ к инвестиционному финансированию, основанному на надежных финансовых моделях продаж / затрат / маржи.

Мы не сильно исказим реальную ситуацию, если скажем, что на сегодняшний день эта новая динамичная культура менеджмента на глобальных рынках находится в стадии становления, и, соответственно, сегодня не существует детально описанных систем и процедур, как не существует и готовых решений. Для управленческих команд российских телекомов это означает, прежде всего, что создание и развитие динамичной философии управления, подвижной команды и нового образа действий является решающим фактором достижения успеха в этой отрасли.


У компании "АЛЬТ" имеется опыт реализации консалтинговых проектов в телекоммуникационной отрасли с такими компаниями как "Петербургская телефонная сеть", "Центр-телеком", НИИ космической оптики, Космопроект и др. Наши консультанты прорабатывали такие вопросы как финансовая стратегия телекоммуникации, анализ рынка услуг телекоммуникационных компаний, разработка стратегии развития холдинговой телекоммуникационной компании, бенчмаркинговый анализ компаний-аналогов.

Вы можете также ознакомиться с описанием услуги по разработке стратегии  и с описанием услуги по бенчмаркинговому анализу на нашем сайте.