Майские тезисы

Юрий Фирсов, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"

Что снижает вероятность возникновения конфликтов в экономике страны?

Уже длительное время ломаются копья вокруг вечного вопроса "Камо грядеши, Русь?". Либералы и "академики" предлагают свои стратегические программы. Все обещают экономический рост 5, 6, 10 % ВВП в год. Только надолго ли? Может быть, сейчас нужно закладывать фундамент будущего развития страны. Все-таки рост и развитие - это "две большие разницы". Возможно, рост и сможет обеспечить некий набор экономических и административных рецептов, а вот для развития этого будет маловато.

Ни Греф, ни новый Налоговый кодекс, ни регулярный менеджмент не обеспечат устойчивого развития. Здесь на первый план выходят факторы скорее идеологического свойства. Ключевую роль играет всеобщее отсутствие доверия и, как следствие, высокий конфликтный потенциал плюс неумение находить взаимоприемлемое решение и нежелание делиться даже крохами.

Однако проблема не безнадежна, она вполне поддается рациональному анализу.

Что способствует возникновению конфликтов:
- неопределенность в соотношении сил;
- неопределенность статусов;
- ослабление нормативного "консенсуса" (наиболее общие и долго действующие правила, регулирующие поведение, называются нормами);
- мышление по типу "победитель получит все".

Т.е. имеется ряд фундаментальных вещей, неопределенность по которым в разы увеличивает вероятность развития событий в экономике по самым конфликтным и разрушительным сценариям.

Какой же чудак при таком вероятном сценарии будет заниматься "стратегическим инвестированием"?

Можно ли что-то сделать?

Можно. Теория подсказывает некоторые выходы.

Вероятность возникновения конфликтов снижают:
1. Наличие нормативного консенсуса, т.е. наличие широкого нормативного согласия относительно целей, правил поведения, определения ролей, порядка принятия решений, системы власти и статусов (Д. Рубин, Д. Пруйт). При этом нормы должны иметь твердую поддержку в обществе со стороны наиболее влиятельных слоев.
2. Должны быть твердо установлены нормы тех межличностных отношений, которые наиболее часто вызывают конфликты - т.е. нормы, касающиеся систем власти и статуса (федерация - субъект, субъект - местное самоуправление, государство - бизнес, бизнес - бизнес, бизнес - труд (персонал) и т.д.).
3. Наличие строгой системы статусов. (Подобные системы особенно эффективны, когда они опираются на миф, утверждающий, что наиболее процветающие слои общества заслуживают больших благ (много работают, рискуют многим, более талантливы и т.д.)).
4. Социальная диффузия - миф о "чистильщике сапог, ставшем миллионером". Миф утверждает, что каждый обладающий способностями, может добиться успеха. Подразумевается, что если успехи одной стороны меньше успехов другой, то это объясняется только разницей в способностях.
5. Миф о равных, стартовых возможностях в системе "деньги-талант", где недостаток одного компенсируется наличием другого.


Нельзя не отметить, что действия Президента, направленные на укрепление вертикали власти, четко укладываются в теоретически необходимые: построение вертикали начинается с точного определения статусов и установления норм (даже "вдалбливания", если это необходимо).

Непонятно почему этого не делает российский бизнес.

Поведение государства и многих представителей российской бизнес-элиты сразу после августа 1998 года сформировало крайне вредное для развития бизнеса заблуждение, что выигрывает всегда тот, кто не соблюдает никаких норм.

Арбитром должно стать государство (продекларировали некие нерушимые нормы для бизнеса) и общественные организации представителей бизнеса (например, РСПП).

Несоблюдение установленных норм должно означать автоматическое выключение такого "деятеля" из цивилизованного бизнес-сообщества.