Tom & Jim

Дмитрий Сироткин

Консультанты по управлению занимаются конкретными задачами для конкретных клиентов. Тем не менее, явно или подспудно консультанты привносят в свою работу определенное видение того, что такое бизнес и в каком направлении его следует развивать. Кто-то проповедует и внедряет на практике идеи реинжиниринга бизнес-процессов, а кто-то – «голубой океан».


На консультантов АЛЬТа наибольшее влияние оказали идеи двух известных бизнес-гуру:

  • Тома Питерса – на старте развития АЛЬТа, особенно идеи его совместной  с Робертом Уотерманом книги «В поисках совершенства»
  • Джима Коллинза – в начале 2000-х, после выхода в России его книги «От хорошего к великому»

Они способствовали более творческому подходу к задаче развития бизнеса клиента и уделению нами большего внимания амбициям и видению первого лица.

Не буду здесь описывать подходы этих уважаемых американских исследователей. Ограничусь ссылкой на статью «Российские компании на пути к выдающимся результатам», написанную по результатам прочтения книги Коллинза.

Несложно догадаться, что Том и Джим не обошлись без взаимной критики. Ведь бизнес-гуру – это лидер в квадрате, если не в кубе, поэтому борьба за лидерство на поляне бизнес-гуруизма тоже на порядок выше, чем на прочих полянах.

Jim Collins and Tom Peters joke

Их стили конкурентной борьбы за умы управленцев сильно отличаются.

Том с жаром рвется в бой и мечет разноцветные презентации с множеством цитат. Он неутомим – одна из презентаций немного не дотянула до 1000 слайдов. Том критикует Джима за:

Tom Peters
  • идею постепенных, а не революционных (re-imagine) изменений в компании
  • образ тихого и скромного лидера – а не эгоцентричного и креативного
  • корректность подбора «великих» компаний: «Fannie Mae и Freddie Mac получили до 164$ млрд. государственных субсидий, но мало что сделали для рынка ипотеки, который остается в плачевном состоянии, согласно исследованию Банка Федерального Резерва США» – согласитесь, очень понятный здесь, в России аргумент.

Джим же избегает активной дискуссии и пытается переместить 70-летнего Тома в заслуженное, но требующее улучшений прошлое бизнес-гуруизма. В своей статье «Классика» он так характеризует «В поисках совершенства» Питерса: 

Jim Collins«Что ж, вот она – великая книга среди всех бизнес книг, бестселлер «В поисках совершенства». Но можно ли считать ее классикой? Должен признать, моя оценка немного предвзята. Начнем с того, что «восемь атрибутов» совершенства стали плодом не вдумчивого анализа, а были придуманы Питерсом, когда у него было менее дня, чтобы подготовить речь для Pepsi.


Более того, несостоятельность нескольких из восьми изначальных атрибутов уже была доказана. К примеру, компании вовсе не обязательно «придерживаться корней» (Motorola этого не делает) или быть близкой к покупателю (Sony этого не делает), чтобы быть совершенной.

Несмотря на частные ошибки и слабую методологию, основополагающая тема книги верна и впечатляюще подана. «В Поисках Совершенства» мощной атакой по всем фронтам прошлась по парадигме научного менеджмента, засилье которого было очевидно в американской практике управления, в попытке донести долгожданную - такую необходимую - идею: «Мягкие факторы – самые важные». Не исследование, а манифест.

«В поисках совершенства» получила свой классический статус, в первую очередь, из-за огромного позитивного влияния, которое она оказала на практику управления»

Что можно сказать об этой дискуссии двух гуру? По моему мнению, Джим немногим более научен в своих методах, чем Том. Ведь его «концепция ежа» и прочие управленческие концепты явно не вытекают из исследовательской методики отбора успешных компаний, а вычитываются из интервью, из которых тот же Том вычитал бы что-то другое. И это очень хорошо!

Если бы это было «настоящее» научное исследование, с коэффициентами корреляции и т.д., то его выводы наверняка были бы банальны. А так Джим сумел придать протестантскому подходу к ведению бизнеса современное наполнение и найти вдохновляющие образцы.

Сама же дискуссия Тома и Джима помогает лучше разглядеть слабые места в подходах уважаемых гуру и в итоге более широко и творчески воспринимать их идеи.