Как правильно выбрать консультанта?

Дмитрий Сироткин, ИКФ "АЛЬТ"

При выборе консультантов важно оценить их по ряду параметров (опыт аналогичных проектов, стоимость услуг, репутация на рынке и др.). Однако, перед этим стоит самим определиться, какой тип консультантов нужен для решения вашей задачи. Это поможет вам изначально избежать серьезных ошибок в выборе консультантов и взаимного недопонимания, что является ожидаемым результатом проекта.

Просматриваются следующие сочетания типовых задач заказчика и подходящего для их решения типа консультантов:

Оценка конкретного вопроса деятельности компании – Эксперт

Привлечь эксперта резонно, когда вам нужна независимая оценка по вопросу, обычно являющемуся специализированным или вызывающий споры. При этом вам важно удостовериться, что ничего большего вам от консультанта не нужно, поскольку эксперт обычно не готов выходить за четкие рамки своих профессиональных компетенций.

Оценка и рекомендации по определенной области - Аналитик

Если у вас созрела потребность улучшить определенную область деятельности компании, то логично привлечь специалиста в этой области. При этом аналитик более комплексно подходит к работе, рассматривая и влияние смежных областей (например, при маркетинговом анализе – рентабельность продаж, качество продукции и т.д.).

Важно и то, что от аналитика вы ждете не просто независимой оценки ситуации как она есть, но и рекомендации, что с этим делать.

Внедрение новых методов в работу компании – Внедренец

Ключевые компетенции консультантов-внедренцев – умение применять данный метод и организационные умения (организация работы персонала с данным методом). Типичная проблема – недоучет особенностей компании при внедрении, что снижает эффективность метода, вплоть до отказа от его использования.

Существенные изменения в работе компании – Консультант по управлению

Специфика данного случая состоит в том, что вам трудно изначально свести задачу к конкретному вопросу, области деятельности или новому методу. Вначале нужно заняться компанией в целом.

Соответственно, тут уже не годится подход всех ранее рассмотренных консультантов (нормативный консалтинг), когда на любую компанию накладываются примерно одинаковые методы оценки и анализа. Здесь же нужно отталкиваться от уникальной ситуации компании и в зависимости от нее подбирать методы анализа и изменений.

Следует заранее учесть, что работа с консультантами по управлению наиболее эффективна при партнерских отношениях и открытом обмене мнениями и идеями. Возможно, вы внутренне не вполне к этому готовы, и для вас подходит лишь исполнительский стиль работы консультантов.

Более подробно о различиях между консультантами по управлению и аналитиками (ресечерами) на примере задачи исследования рынка описаны в данной статье.  


Таким образом, для решения разных типов задач эффективны разные типы консультантов.

Конечно, на практике порой нужны не отдельные типажи консультантов, а их сочетания. Например, для разработки стратегии с одной стороны нужен консультант по управлению (генерация идей развития и т.д.), а с другой стороны – аналитик (анализ внешней и внутренней среды). Критичным в таком случае является обладание консультантами наиболее сложными компетенциями из тех, которые требуются для решения задачи.

В заключение возникает вполне резонный вопрос: а как определить, к какому типу консалтинга относится та или иная консалтинговая фирма? Мы рекомендуем смотреть на то, как она описывает результат своей работы, какими методами его достигает и какой соблюдает баланс между формальным подходом и реальным стремлением вникнуть в проблематику вопросов клиента. 

Если статья показалась Вам интересной и/или полезной — поделитесь с друзьями!