Начни с себя

Владислав Поздышев, экс-вице-президент, Мэри Кэй

Немало книг написано и слов сказано о технических сторонах управления - технике отношений. К сожалению, зачастую за рамками нашего внимания остается сам строитель и носитель этих отношений - человек. Именно о нем мне и хотелось бы поговорить сегодня. Конкретно - о нас, каждом из сидящих в этом зале, и, может быть, особенно - о руководителях, в чьих руках жизнь и карьера многих подчиненных.

Проведя последние 10 лет на различных управленческих позициях от регионального менеджера и до вице-президента международных операций я всегда придерживался мнения, что компания - это не столько юридическое образование, сколь группа единомышленников, сплотившихся вместе ради достижения конкретной задачи. При этом каждый из ее членов имеет свои, сугубо индивидуальные интересы. Талант руководителя т.о. образом сводится к тому, чтобы предоставить каждому человеку возможность реализации его планов и достижения его собственных целей (но!) в рамках выполения задач коллектива. Эта концепция может показаться странной и даже абсурдной на первый взгляд, но только на первый. Мой опыт работы с людьми самых разных возрастных и национальных групп показал мне, что добиться командного успеха легче через помощь индивидууму. Поставив перед собой задачу выяснить чем я/моя компания может быть полезна отдельному сотруднику мне удавалось находить такие варианты сотрудничества при котором в выигрыше оставались бы обе стороны. Это простое правило помогало мне выполнять поставленные передо мной задачи и двигаться вверх по служебной лестнице как в России, так и зарубежом.

Почему концепция работала? Ответ прост. Чем дальше развивается компания, тем выше численность персонала и тем сложнее система человеческих взаимоотношений. На определенном этапе, эмоциональных и даже административных сил руководителя уже не хватает на то, чтобы "зажигать" всех и каждого. Со временем "идея-мечта" первопроходцев перестает быть той причиной, по которой новые сотрудники вливаются в ваш коллектив. Очень часто последние приходят в компанию решать только свои, сугубо личные проблемы. В таком коллективе успех или провал компании уже зависит не от уровня бизнес-образования или оклада топ-менеджера, но от отношения к делу рядового сотрудника. Мы все это знаем и все об этом говорим, сетуя на то, что, мол, нет в России заинтересованных людей и неоткуда их взять. Чтож, если негде взять - давайте делать. Не будем строить иллюзий, редко кто горит желанием работать во имя абстрактной идеи. Куда приятней работать с осознанием собственной значимости в совершаемом деле.

Для руководителя это значит, что надо дать человеку шанс! Повернуться к нему лицом... и спросить: Чем я могу быть полезен? Помочь ему решить его задачи и он/она ответит вам тем же.

Знаю, что система работает вне зависимости от страны. За прошедшие десять лет мне удалось поработать с шестью коллективами в пяти разных странах и везде эта формула срабатывала. Вот несколько примеров:

Ровно десять лет назад открылся концептуальный магазин "Рибок" в Санкт-Петербурге. Это был один из самых первых "западных" магазинов на Невском проспекте. Средний возраст его команды - 21 год, руководителю было всего 23, а менеджерам по закупкам - 19. Мы мало знали о розничной торговле и единственным шансом выжить - был шанс работать вместе и создавать атмосферу уважения к друг-другу, к нашим клиентам и бизнес-партнерам. Нам это удалось и созданная нами корпоративная культура надолго поселилась в сотрудниках отделения, многие из которых сегодня руководят деятельностью спортивных компаний города.

Шесть лет назад мня пригласили начать новую карьеру в компании Mary Kay. Как и раньше, знания о бизнесе (сфере прямых продаж) были близки нулю, а Санкт-Петербургский Филиал, который я возглавил мало напоминал dream-company: 20 человек с невысокой зарплатой, три разбросанных отдела и ощущение полной заброшенности. Моя работала началась с разговоров с каждым из сотрудников и желания выяснить, чем новый руководитель может быть полезен в их работе, как можно сделать их работу более приятной, а значит более производительной? Ответы моих коллег помогли мне уже через шесть месяцев выполнить план компании по увеличению оборота в три раза, привлечь новых клиентов и поднять престиж отделения в глазах сотрудников и клиентов. Санкт-Петербургский филиал гремел по стране и мы все гордились своими успехами. Затраты компании свелись к ремонту помещения в 30 м2 налаживании питания.

В 1999 году мне впервые предоставилась возможность опробовать свои умения за пределами родного города. В тот год я возглавил украинское подразделение в Киеве. Как и ранее, начал с того, что выяснил каковы карьерные интересы отдельных менеджеров и чем я могу быть им полезен. В частности, в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, в том числе и так горячо любимым ныне - административным. Проводя на практике политику по оптимизации работы, мы демонстрировали друг другу насколько более приятно "работать меньше, а делать больше". Вместе нам удалось не только ускорить процессы приема платежей и обработки заказов, но и добиться полной поддержки и уважения со стороны наших клиентов. Согласитесь, в бизнесе это основное. Кульминацией моего руковоства, стал момент, когда мои менеджеры стали предлагать и реализовывать идеи и проекты, о которых я даже и не задумывался! Мои коллеги выросли и я вместе с ними.

Последующие 2.5 года я провел в Европейской штаб-квартире компании Mary Kay в Лондоне. Из них почти девять месяцев были потрачены на то, чтобы завоевать признание и уважение. Еще бы, кто я был - молодой российский парень, что приехал учить людей, проведших в своем бизнесе в два раза больше времени, чем я? Что я вообще знал об их жизни? Как вы догадываетесь, - мало. Мой предыдущий опыт был ценен для меня, но не для других. Кроме того, его нельзя было применить целиком, но приходилось дробить на мелкие составляющие и конструировать новые решения для новых задач. Неизменным оставались лишь технология и принцип: начни с себя. Я искал пути как помочь моим новым коллегам и находил их вместе с ними. Самое удивительное, что зачастую не так много было и нужно. Лидеру просто надо начать помогать и запустить процесс, который пройде через отделы и подразделения с неизменной целью - достичь клиента. Далее лишь остается поддерживать этот процесс и всячески его расширять, вовлекая в сферу заботы все новых и новых сотрудников. Чем шире становился мой "круг заботы", тем шире круг обязанностей и выше уровень ответственности. За короткое время я вырос из Директора по развитию до Вице-президента Региона, но прияней всего был даже не статус, но признание коллег.

Один из моих британских клиентов сказал мне как-то: "Это правда, что британцы считают свой дом за крепость, но они всегда откроют тебе дверь, если ты откроешь свою первым!" Эта подсказка стала моим кредо и во многом способствовала в нахождении общего языка и в Германии, Испании, Швеции и Португалии.

Экономика начинается с отношений. По существу, экономика это и есть отношения, в которые вступают люди для поддержания своего существования. С тех пор как появилось разделение труда, экономические отношения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Современый уровень этих отношений столь глубок и разнообразен, что не может ограничиваться лишь осмыслением собственных побед и поражений, он требует детального изучения чужого опыта. Уверен, что нынешняя конференция предоставляет нам немало возможностей для этого.

Дальнейшее развитие российской экономики неприменно приведет к тому, что российские компании и российские менеджеры выйдут за границы РФ и будут непосредственно вовлечены в практику международного бизнеса со всем спектром кросс-культурных отношений. Тогда вопрос о совмещении российских традиций и международного опыта встанет в полный рост, но решать его будет немного поздно. Необходимо готовиться заранее. И первый шаг прост -

НАЧНИ С СЕБЯ!

When Napoleon Bonaparte wanted to extend the reach of his armies, he believed he should allow them to march in the heat of the summer. So strong were sun's rays that he proposed lining the major roads in France with shaded trees. One of his ministers responded in shocked amazement: 'But Emperor Napoleon, they will take thirty years to grow!'

Replied the adventurer who created a French empire: 'Than we don't have a moment to waste!'

Не теряйте время - НАЧНИТЕ С СЕБЯ!