Продуктовый ритейл: перспективы на 2009 год

Как кризис скажется на отрасли продуктового ритейла? Каких изменений можно ожидать в течение этого года?

В целом приоритеты ритейлеров сместятся с экспансии и роста на эффективность бизнеса.
Наверное, часть наиболее увлекшихся проектами экспансии и наименее эффективных сетей будет продана. Наиболее критичными для таких ритейлеров будут их возможности оптимизировать условия финансирования, условия работы с поставщиками и рентабельность продаж. Интересно, что уже сейчас имеются случаи, когда проблемные сети пытаются решить свои проблемы и за счет покупателей, минимизируя скидки и повышая цены до уровня, не характерного для их формата. В условиях большей чувствительности покупателей к цене такая политика выглядит весьма недальновидной.

Как Вы считаете, увеличится ли количество M&A сделок в отрасли из-за кризиса? Если да, то кто будет наиболее активным участником: государство или бизнес? Какие компании могут договориться о слиянии? Какие перспективы экспансии на российском рынке ритейла есть у иностранных компаний?

Считаю, что количество сделок M&A увеличится. Однако в условиях ограниченных финансовых возможностей большинства игроков можно прогнозировать значительное количество сделок по продаже отдельных объектов проблемных сетей.
На мой взгляд, у иностранных компаний имеются хорошие перспективы для экспансии именно в это период, когда часть российских ритейлеров столкнулась с проблемой недостаточной эффективности.