Идеи о будущем Петербурга

1.       В ходе выступлений по всем трем темам форума было видно, что для внятных решений не хватает общего видения города-2020, общей стратегической идеи, каким он должен быть.  

2.       Безусловно, Питер будет логистическим и туристическим центром, но для города с населением 5 млн. этого явно недостаточно. На мой взгляд, стратегической идеей для Питера может быть интеллектуально-инновационный или предпринимательский центр России. В Питере должен быть Центр «новой экономики» в России.   

a.      У нас будут развиваться интеллектуальные и сервисные бизнесы и центры (все, где главное мозги и творчество): интернет-проекты, дизайн всех видов, инжиниринговые услуги, ИТ, медицина, консалтинг, услуги для населения (парикмахерские, химчистки), туризм, переводы, развлечения, кино, искусства и т.д.). Петербург должен стать центром притяжения всех молодых (и немолодых) предпринимательски настроенных людей со всей России, которые хотят создать новый бизнес в области сервиса или инноваций. Для этого мы должны стать городом, где очень легко для начала и развития малого и среднего бизнеса. Мы будем очень четко спозиционированы внутри страны:  

b.      Талантливые люди, которые видят свою карьеру на крупном промышленном предприятии, будут оставаться в своих регионах; Те, кто стремится к власти, хочет пожинать административную ренту или работать в олимпстроях и ростехнологиях, будут ехать в Москву; а те, кто хотят сделать стартап в новой экономике будут ехать учиться и работать в Питер.  

c.      Здесь важно, что Питер гораздо менее административно зарегламентированный город, чем Москва (думаю, благодаря этому, мы, например, стали ритейловой столицей). 

d.      Кстати, такое позиционирование очень хорошо вяжется с туристическим и логистическим, потому как для развития новых интеллектуальных бизнесов и сервиса нужен активный обмен идеями доступ с Европой и доступ к их ресурсам.  

3.       Абсолютно согласен с Леонидом Вайсбергом, что для кратного роста туризма нужна «фишка», позиционирующая Питер на мировом туристическом рынке, среди Амстердамов, Праг, Парижей и т.д. И нужна затем продуманная стратегия брэндинга и продвижения города в мире, причем в первую очередь в Азии, а не только в Европе  

4.       «Имперская столица» - на мой взгляд, слишком узко, потому что превращает в город-памятник для тех, кому за 50, потому что более молодым людям не так интересно смотреть на все наши памятники. Я думаю, что Питеру нужно романтическое позиционирование. Город для прогулок влюбленных, город мостов, белых ночей, красивых набережных. Северная Венеция, но гораздо мене туристическая и гораздо более комфортная, чем Венеция. Более динамичная и свежая, чем Париж. Здесь мы могли бы сыграть на своих слабых местах – у нас пока более, чем в 10 раз меньше туристов, чем в Париже – это должно привлекать тех, кто не любит толпы туристов.   

a.      Мне кажется самое главное здесь, что романтический образ очень органично вписывается в наши собственные представления о Питере. Я задумался, с каким образом у меня ассоциируется Питер. Образ «настоящего интеллигента»  (в хорошем смысле этого слова): творческая личность, честный, идеалист, вольнодумец, немного рассеянный, но очень обаятельный и, обязательно, романтик. Что-то в нем есть от поэта серебряного века. Я думаю, для выбора образа города очень важно, чтобы представления о самих себе совпадали с образом, который мы будем транслировать вовне.  

b.      Мы не должны ориентироваться только на зарубежные потоки, Питер вполне может стать модным романтическим центром внутреннего туризма. Он, в принципе, такой и есть, но наш имидж явно недокапитализирован в России.   

5.       Из такого позиционирования следует много выводов для стратегии:   

a.      Согласен с Княгининым - к сожалению, сюда никак не вписывается Питер как промышленный центр. ЛМЗ на Свердловской набережной напротив Смольного никак не вписывается в романтический город, да и в любое другое туристическое позиционирование. «Русский Детройт» тоже сюда не подходит 

b.      Территории, расчищаемые от  промышленных объектов, должны отдаваться под парки, пешеходные зоны и т.д., чтобы можно было много комфортно, интересно и уютно гулять и проводить время. 

c.      Развитие гостиниц уровня 3 звезды (20-50 евро) – абсолютный приоритет для города, под них кстати также могут расчищаться специально территории 

d.      Бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, где дешево и удобно размещаться стартаперам – еще одно возможное применение территориям а-ля ЛМЗ 

e.      Развитие авиасообщения – еще один абсолютный приоритет. И здесь два направления:  

                                                               i.     Обеспечить хотя бы наличие регулярных рейсов по стране. Вы можете себе представить: Из Питера нет прямого рейса в четвертый по размерам город страны с населением под 1,5 млн – Нижний Новгород? 

                                                             ii.     Обеспечить наличие авиадискаунтера в Питере. Это колоссальный стимул для развития туризма внутреннего и внешнего. Посмотрите на количество русских туристов, которые едут через Тампере, Хельсиники, Ригу и Таллинн, откуда летают Ryanair и Easyjet. Мы должны лоббировать разрешение на западных дискаунтеров на федеральном уровне, если не удастся, то вплоть до создания собственной авиакомпании (у правительства Москвы есть же своя компания?). Чем не стратегический инвестиционный проект? Опыт Европы показывает, что наличие дискаунтеров может кардинально поменять и перенаправить турпотоки в регионе.   

6.       Дискуссия о логистической составляющей развития города все время идет вокруг импортных потоков и конкуренции с иностранцами, хотя экспортный поток через наши порты существенно больше и стабильнее. Питер создать условия и провести активный маркетинг на внутреннем рынке. Опыт работы с сырьевыми компаниями показывает ,что они постоянно ведут расчеты, а какое направление выгоднее (порты Юга России, Украины, Мурманск, Таллинн, Рига и т.д.). Сравнение очень простое: ж/д тариф+перевалка+ фрахт+удобство/скорость работы порта. Если в Питере по сумме параметров лучше (что вполне реально), то крупные компании с большой готовностью перенаправят сюда потоки. 

В целом Александр позитивно оценивает результаты и формат прошедшего форума, организованного холдингом РБК, Клубом директоров Санкт-Петербурга, Высшей школой менеджмента СПбГУ и другими.