Работающая стратегия компании: от идеи до реализации

Александр Печерский Генеральный директор Консалтинговой компании АЛЬТ

Александр Печерский
Генеральный директор Консалтинговой компании "АЛЬТ"

Принимал участие как руководитель проекта в 50 с лишним проектах оптимизации организационной структуры, разработки стратегии, анализа рынков в таких отраслях как: пищевая, сервисные услуги, лесная и деревообрабатывающая промышленность, дистрибуторский бизнес, медицина, инжиниринг, машиностроение, текстильная промышленность, металлургия.
Автор семинаров-практикумов «Разработка и реализация стратегии", «Стратегии реструктуризации промышленных предприятий» и др.
Публиковался в деловых изданиях «Эксперт», «Harvard Business Review Россия», Ведомости, «Топ-Менеджер», "Генеральный директор" по вопросам разработки стратегии развития и эффективному управления компанией. Участник и соавтор исследований ИКФ "АЛЬТ" из цикла «Менеджмент роста» по особенностям управления успешными российскими и зарубежными компаниями.

Семинар-практикум по стратегии для собственников и менеджеров компаний

Организаторы семинара-практикума:

Консалтинговая компания "АЛЬТ"и
Международная тренингового-консультационная компания "Coverdale".

«Успех – это лишь на 5% стратегия, а на 95% - реализация» 
Перси Барневик, экс-CEO, компания ABB

К этому утверждению Перси Барневика мы можем добавить следующее: «Для компании стратегия разработанная на 3, но реализованная на 5 лучше, чем разработанная на 5, но реализованная на 3 стратегия». И для этого утверждения консультантов "АЛЬТ" имеются серьезные основания.

Мы уже давно пытаемся разобраться с вопросом: «Почему не работают стратегии»?

Наш ответ состоит в следующем:

Прошедшие семинары по стратегии
1. Часто к разработке стратегии в компании подходят излишне формально и технократически. К тому же обычно в компаниях эффективности организации процесса разработки стратегии уделяется недостаточно внимания. Так что в итоге кропотливого процесса стратегического планирования в компании появляется подробный и скучноватый "том", несколько отвлеченный от идей развития компании, вынашиваемых топ-менеджерами, и живой проблематики бизнеса.

2. На этапе реализации стратегии дело стоит на месте, поскольку стратегические цели не стали объединяющими и мотивирующими для всего персонала. Сотрудники обычно не принимают стратегию, которая спускается им сверху как догма, не долускающая критики, и без разъяснений.

По нашему же мнению к стратегия динамично развивающейся компании должны быть амбициозной, но в то же время реалистичной.

Амбициозную стратегию компании отличает:

1. Амбициозная стратегия компании нацелена на достижение качественно нового, неосвоенного уровня развития.
2. Амбициозная стратегия компании воспринимается сотрудниками как трудновыполнимая вызывающая, но притягательная и реализуемая стратегия.
3. Амбициозная стратегия компании является выражением того, к чему стремится, о чем мечтает инициатор амбициозной стратегии (им может быть собственник, управляющая команда в целом или генеральный директор компании). Ключевым условием появления амбициозной стратегии является наличие инициатора, того, кто стремится реализовать определенную амбициозную бизнес-идею. Таким образом, для амбициозной стратегии нужно наличие лидера , способного повести за собой управленческую команду.

Не стоит забывать и о том, что успешное достижение целей амбициозной стратегии потребует серьезных изменений в организации работы компании. Каким образом обеспечить успех такого качественного скачка, не допустив серьезных ошибок и провалов при реализации стратегии? За счет чего "зажечь глаза" у реализующих стратегию сотрудников и объединить их на достижение общей стратегической цели? Каким образом следует сохранять высокую динамику развития, при этом не потеряв управляемость компании?

На эти и на ряд других вопросов Вам поможет ответить разработанный нами семинар-практикум по разработке и реализации стратегии.

Формат семинара

Сильные стороны семинара:

В программе семинара удачно сбалансирована теория и практика: на практическую работу в рабочих группах приходится более половины всего времени семинара-практикума.

Особо следует отметить, ведущими семингара являются не преподаватели-теоретики, а консультанты-практики с большим опытом выполненных для компаний из самых разных отраслей стратегических проектов.

В результате обучения на семинаре-практикуме ИКФ "АЛЬТ" Вы получите:

Необходимую для разработки стратегии на практике теоретическую базу знаний, а также основные технологии разработки стратегии.

Понятийный аппарат и общую логику стратегического планирования.

Практические навыки и прикладные инструменты разработки стратегии (проработка на реальных и учебных примерах основных задач разработки стратегии).

Возможность посоветоваться с ведущими по методическим и содержательным вопросам разработки стратегии в вашей компании. Поэтому на базе полученных на семинаре-практикуме знаний и опыта Вы сможете подготовить для вашей компании конкретный план работы менеджеров над разработкой и реализацией стратегии развития.

Прикладные методы формирования в компании «стратегической команды».

Наш семинар-практикум предназначен для собственников и генеральных директоров компаний реального бизнеса, а также для руководителей дочерних компаний холдингов, топ-менеджеров и руководителей подразделений компаний.

Программа семинара

Предлагаемая программа семинара-практикума рассчитана на два рабочих дня и включает в себя теоретическую и практическую части (работа в группах, кейсы).

Введение. Представление участников. Уточнение целей семинара-практикума.

1. Теории стратегического планирования: эволюция и основные определения

  • Основные школы стратегий
  • Современный бизнес-контекст стратегических разработок

2. Подход и общая логика стратегического планирования в компании

  • Ключевые задачи разработки стратегии в компании
  • Общая логика стратегического планирования
  • Подход к разработке стратегии (выбор фронтального или целевого подхода). Преимущества и недостатки подходов.
  • Как структурировать стратегические вопросы (инструмент структурирования)
  • Поиск перспективных направлений развития компании - «Лестница роста»
  • Почему не работают разрабатываемые стратегии? Типовые ошибки, допускаемые при разработке стратегии компании.

Практическая часть: как управлять работой команды в процессе разработки стратегии компании. Управленческая технология «Цикл решения проблем».

3. Проработка видения развития, стратегических целей, стратегических вопросов

  • Система принятия решений в компаниях-холдингах
  • Видение развития компании: модель Коллинза-Порраса
  • Понимание основных ценностей и убеждений в компании
  • Миссия компании и стратегические цели
  • Практическая часть: Управленческая технология постановки целей «Мишень цели».
  • Нужна ли компании амбициозная стратегия. Чем отличается амбициозная стратегия развития? Примеры из бизнес-практики.

4. Стратегический анализ в компании

  • Анализ структуры отраслевого рынка
  • Анализ внутренней среды компании и внутренних предпосылок развития
  • Анализ бизнес-моделей и устройства компаний-аналогов. Примеры из практики.
  • Бизнес-модель как эффективный инструмент проведения стратегического анализа
  • Подготовка прогноза развития отраслевого рынка
  • Как решить основную проблему стратегического анализа в компании - проблему разрыва между принятием решений и бизнес-анализом

Практическая часть: Выявление и формулирование стратегических альтернатив развития 
Результат: Набор стратегических альтернатив развития

5. Выбор стратегической альтернативы развития компании

  • Общая логика формулирования стратегических альтернатив и выбора наилучшей
  • Критерии выбора - сравнительной оценки стратегических альтернатив / выбор бизнес-модели
  • Практическая часть. Бизнес-кейс по теме «Выбор компанией перспективных направлений развития».
  • Ключевые методические вопросы формулирования и выбора альтернатив
  • Практическая часть. Бизнес-кейс по теме «Переоценка внутренних ресурсов компании в процессе выбора направления развития».
  • Ключевые проблемы формулирования и выбора альтернатив

Практическая часть: Как выбрать стратегическую альтернативу из набора альтернатив 
Результат: Оптимальная альтернатива и стратегическая цель развития

6. Подготовка стратегической концепции и плана реализации стратегии на основе выбранной альтернативы

  • Общие подход и логика подготовки стратегической концепции и стратегического плана
  • Наиболее типичные проблемы на этапе подготовки стратегической концепции и стратегического плана
  • Методика прогнозирования продаж
  • Наиболее типичные ошибки при прогнозировании продаж
  • Основные методические вопросы подготовки финансово-экономических прогнозов
  • Типовые проблемы разработки стратегических экономических моделей и рекомендации по их решению
  • Подготовка стратегического плана компании
  • Типичные причины неэффективности стратегии.

Практическая часть: Подготовка стратегического плана на базе выбранной стратегической альтернативы 
Результат: Стратегический план с перечнем ключевых стратегических задач

7. Управленческие механизмы реализации стратегии в компании

  • Как управлять развитием. Модели управления развитием и текущей деятельностью.
  • Построение управленческой команды. Оптимальное распределение полномочий и ответственности междупервым лицом и управленческой командой.
  • Система мотивации топ-менеджеров
  • Система KPI как управленческий инструмент определения приоритетов и контроля за реализацией стратегии компании

Практическая часть: Вовлечение и мотивация сотрудников при реализации стратегического плана 
Результат: Ориентировочный комплекс мероприятий и действий по включению сотрудников в разработку и реализацию стратегического плана

Раздаточные материалы семинара-практикума 
Все участники семинара-практикума получают комплект методических и аналитических материалов (комплект примерно из150 слайдов).

Организация семинара-практикума

Если у Вас имеется заинтересованность в проведении данного семинара-практикума для вашей компании, то Вы можете отправить запрос (alt@altrc.ru) или позвонить нам по телефону (495) 788-59-29


Для компании "АЛЬТ" разработка стратегии предприятия является ключевой услугой. Нами накоплен большой опыт разработки стратегии развития и стратегических бизнес-планов для средних и крупных компаний.

На нашем сайте АЛЬТа Вы можете также ознакомиться с описанием услуги ИКФ "АЛЬТ" по разработке стратегии и стратегическому анализу