Теория и практика бенчмаркинга

Семинар представляет собой практический курс, посвященный возможностям использования бенчмаркинга (от англ. "benchmarking") для оптимизации текущей деятельности и определения стратегических альтернатив развития компании.

В своих консультационных работах, связанных с формулированием стратегических альтернатив развития компании и разработке стратегии, ИКФ "АЛЬТ" активно использует так называемый "метод аналогов". Базовая предпосылка метода: в долгосрочной перспективе не будет существовать специфического российского рынка. Российский рынок и компании, работающие на нем, будут интегрированы в мировой рынок. Соответственно, динамика развития российских отраслей промышленности, рынков и компаний, работающих на этих рынках, будет во многом схожа с тем, как развивались развитые зарубежные "аналоги". Чтобы понять динамику развития "аналогов", эффективно использовать такой аналитический инструмент как бенчмаркинг.

Бенчмаркинг может быть эффективно использован и для оптимизации текущей деятельности компании: сравнивая эффективность деятельности различных подразделений в организации, сравнивая эффективность деятельности компании по сравнению с конкурентами и анализируя причины этих различий можно формулировать необходимые шаги для повышения эффективности деятельности отдельных подразделений или компании в целом до уровня "лучших". С другой стороны, можно выявить собственную уникальность компании в реализации определенных функций, процессов, т.д.

Краткое описание семинара

1 день: Введение в бенчмаркинг: теоретические основы. Виды бенчмаркинга и актуальность для России. Примеры использования различных видов бенчмаркинга в российской и мировой практике. "Метод аналогов". Использование "метода аналогов" в отраслевом и рыночном анализе. Использование бенчмаркинга при разработке стратегических альтернатив развития компании и определении долгосрочной конкурентоспособности бизнесов.

2 день: Прогноз спроса и его структуры. Конкурентная позиция компании. Определение оптимальной бизнес-модели компании. Исследование устройства успешных зарубежных машиностроительных компаний. Использование бенчмаркинга для оптимизации текущей деятельности компании. Использование бенчмаркинга в ценообразовании. "Менеджмент роста".

Программа семинара

Часть 1. Бенчмаркинг (Benchmarking): теория и практика

1. История появления и развития бенчмаркинга
2. Основные виды бенчмаркинга
· Внутренний бенчмаркинг: сравнение эффективности подразделений внутри организации
· Бенчмаркинг конкурентоспособности: сравнение эффективности деятельности компании с конкурентами
· Функциональный бенчмаркинг: сравнение эффективности определенных функций компаний в одной отрасли
· Общий бенчмаркинг: сравнение определенных функций компаний в разных отраслях
· Бенчмаркинг клиента
· Бенчмаркинг затрат
3. Актуальность бенчмаркинга в России. "Метод аналогов"
4. Примеры использования различных видов бенчмаркинга в российской и мировой практике

Часть 2. Использование "метода аналогов" и бенчмаркинга для целей разработки стратегии и развития долгосрочной конкурентоспособности бизнесов компании

1. Анализ "устройства" отрасли и прогноз отраслевой динамики

  • Идентификация ключевых групп игроков 
  • Анализ и прогноз отраслевых тенденций 
  • Анализ цепочки создания добавленной стоимости
2. Анализ рынка, прогноз спроса и его структуры
  • Анализ структуры рынка 
  • Устройство товаропроводящей сети 
  • Анализ и прогноз емкости рыночных сегментов 
  • Прогноз изменения структуры спроса 
3. Анализ и прогноз конкурентной позиции компании
  • Ключевые факторы принятия решения о покупке (КФПР) 
  • Определение перспективного продуктово-рыночного портфеля 
4. Анализ и прогноз развития компаний "прямого сравнения": компании Восточной Европы, стран СНГ и России   

5. Бизнес моделирование

  • Типовые бизнес-модели компаний 
  • Построение оптимальной бизнес-модели компании

Часть 3. Пример: Исследование успешных зарубежных машиностроительных компаний

1. Структура и система управления компаниями
2. Инновационная структура предприятий
3. Технологическая структура предприятий
4. Возможности использования результатов исследования на конкретном предприятии

Часть 4. Использование бенчмаркинга для оптимизации текущей деятельности и внутренней среды компании

1. Оптимизация бизнес-модели компании
2. Оптимизация деятельности отдельных функциональных подразделений и компании в целом в сравнении с:

  • Наиболее эффективными подразделениями внутри компании 
  • Конкурентами в отрасли 
  • "Неотраслевыми" конкурентами 

Мини-кейс: использование бенчмаркинга в ценообразовании

  • Ценовые стратегии и методы ценообразования 
  • Механизм принятия решения о назначении цены

Часть 5. Бенчмаркинг в России: исследования ИКФ "АЛЬТ" "Менеджмент роста"


ИКФ "АЛЬТ" оказывает консультационные услуги по проведению бенчмаркинговых исследований и анализу устройства отрасли и устройства компаний-аналогов. Нашими консультантами реализованы бенчмаркинговые проекты для таких компаний как Газпром нефть, Уралмашзавод, Брок-Инвест-Сервис, Волховец, Aquaart, Ленгипротранс, Энергон и др.

Вы можете также ознакомиться с описанием и презентацией услуги по проведению бенчмаркингового исследования